ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ФОРМАТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЙ

Жадан В.А., начальник УМО, Соловьев М.А., начальник УМУ

 

Томский политехнический университет является многопрофильным вузом. Университет осуществляет подготовку специалистов по 18 укрупненным группам специальностей из 28, то есть образовательная деятельность ТПУ охватывает почти 65% всех укрупненных групп и заключается в подготовке по 95 специальностям, 27 направлениям подготовки бакалавров и 24 направлениям подготовки магистров. С целью повышения качества планирования и управления учебным процессом, повышения качества учебно-методического обеспечения и, в конечном итоге, повышения качества учебных достижений студентов является актуальной проблема оптимизации содержания образовательных программ и унификации рабочих дисциплин.

При проектировании образовательных программ ТПУ на основе федеральных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС)  необходимо опираться на анализ работы университета в соответствии с государственными образовательными стандартами второго поколения (ГОС), достоинств и недостатков ГОС, чтобы избежать ошибок при внедрении новых стандартов.

ГОС второго поколения очень жестко регламентируют  условия формирования и требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ высшего профессионального образования (ООП):

            Анализ требований к обязательному минимуму содержания ООП позволяет сделать следующие выводы:

В конце 2009 года утвержден новый перечень направлений подготовки бакалавров и магистров и опубликованы проекты ФГОС по всем направлениям подготовки. Представленные проекты новых ФГОС имеют ряд существенных отличий по сравнению с ГОС второго поколения:

  1. При формировании ООП нового поколения заложен компетентностный подход, сформулированы общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен овладеть выпускник, завершивший обучение по той или иной образовательной программе.
  2. Формирование профессиональных компетенций по отдельным ООП является прерогативой руководителя бакалаврской (магистерской) программы. Анализ общекультурных компетенций показывает, что они являются общими для большинства ООП по техническим направлениям подготовки и их можно сформулировать централизованно, одинаковыми для всех ООП.
  3. ООП бакалавра состоит из:
  4. учебных циклов:
    • Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл,
    • Б.2. Естественнонаучный цикл,
    • Б.3. Профессиональный цикл;
  5. и разделов:
    • Б.4. Физическая культура,
    • Б.5. Учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа,
    • Б.6. Итоговая государственная аттестация.
  6. Трудоемкость освоения ООП в целом, а также отдельных циклов и разделов оценивается в зачетных единицах (кредитах). К сожалению, установлена жесткая зависимость между оценками трудоемкость ООП и отдельных учебных дисциплин в зачетных единицах и в часах (одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам). Ранее предполагалось, что соотношение может изменяться в зависимости от сложности и важности отдельных дисциплин.
  7. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20-30% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40% аудиторных занятий.
  8. К сожалению, во ФГОС повторяются недостатки ГОС второго поколения:
  9. трудоемкость отдельных циклов и разделов в ООП по разным направлениям подготовки значительно отличается;
  10. сумма кредитов, выделяемых на отдельные циклы и разделы, не равна 240 кредитов;
  11. трудоемкость циклов и разделов ООП в различных ФГОС задана в интервалах и имеет значительный разброс численных значений.

      В рамках разработки единых подходов при проектировании основных образовательных программ нового поколения по техническим направлениям бакалавриата предлагается:

  1. Закрепить в университете единообразное распределение трудоемкости циклов и разделов для всех ООП технического бакалавриата.
  2. Сформировать единые формулировки общекультурных компетенций для всех технических направлений бакалавриата и специальностей.
  3. Согласовать перечень дисциплин входящих в базовую и вариативную части циклов ГСЭ и ЕН, трудоемкость этих дисциплин, а также единые требования к результатам освоения дисциплин, входящую в базовую часть циклов.
  4. Согласовать перечень общих дисциплин по выбору профессионального цикла, соответствующих целям и задачам развития ТПУ, как национального исследовательского университета ресурсоэффективных технологий (Теория решения изобретательских задач, Проектный менеджмент, Основы системного анализа, Управление качеством, Управление инновационными проектами и др.)

1  по направлениям подготовки и специальностям, входящим в укрупненную группу 080000, эта дисциплина отсутствует; экономические дисциплины входят в цикл ОПД;

2 кроме специальностей математического профиля;

3 кроме специальностей по ядерной физике;

4 кроме специальностей химического профиля;

5  по всем специальностям, в которых предусмотрено изучение этой дисциплины