Способы активизации учебной деятельности
при изучении дисциплины «Инженерная графика»

Вехтер Е.В.
vekhter@palata.tom.ru

 

Одной из ведущих тенденций инновационного развития системы высшего профессионального образования является усиление внимания к проблеме подготовки специалистов качественно нового уровня. Современная высшая школа ориентируется на подготовку квалифицированных, готовых к постоянному профессиональному росту, профессиональной мобильности кадров, стимулируя дальнейшее усиление фундаментального образования и приближая учебный процесс к практической профессиональной деятельности.

Подготовка в области геометрии и графики – основа инженерно-технического образования. Инженерные языки графического представления информации наиболее полно реализуют функции технического коммуниката.

Язык графики в силу ряда своих свойств является уникальным в инженерном коммуникативном процессе, поскольку представление профессиональной информации в инженерной деятельности осуществляется средствами графического языка. Поэтому начертательная геометрия является одной из базовых общеинженерных дисциплин, развивающих наглядно-образное мышление и графическую компетенцию будущего инженера, подготавливающих к освоению чертежей деталей и сборочных узлов машин и аппаратов, без чего невозможно дальнейшее обучение специалиста в области техники.

Для активизации учебной деятельности студентов при изучении графических дисциплин на кафедре применяются следующие подходы:

  1. Использование новых образовательных технологий, базирующихся на применении современных технических средств, позволяет значительно интенсифицировать учебный процесс. На кафедре уже в течение ряда лет лекции по инженерной графике практически на всех факультетах читаются в специализированных мультимедийных аудиториях, часть из которых снабжена средствами обратной связи;
  2. Организация эффективной самостоятельной работы студентов при изучении начертательной геометрии, для этого разработан и постоянно расширяется учебно-практический комплекс, в состав которого введены блоки, способствующие организации самостоятельной работы (информационно-организационный, лекционно-теоретический, аудиторно-практический, интерактивно-консультационный, контрольно-диагностический и блок организации самостоятельной работы).

В настоящее время определены дальнейшие направления совершенствования графической подготовки инженеров, одно из которых – целенаправленная организация творческой самостоятельной работы студентов и разработки проектов, носящих междисциплинарный характер. Начертательная геометрия служит мощным средством интеллектуального развития студентов, поскольку геометрическая интерпретация явлений пронизывает практически всю систему учебных дисциплин, как общеинженерного цикла, так и специальных циклов профессионального технического образования. Одной из качественных характеристик интеллектуальной активности является – самостоятельность, и наивысшего уровня она достигает тогда, когда характер деятельности студентов приближается к структуре научно-исследовательской работы.

Междисциплинарный характер проектной творческой работы позволяет развивать у студентов умение владеть обобщенными способами действий при решении учебно-практических задач, усиливает взаимопроникновение и сближение предметных связей.

Сведения об авторе: ст. преподаватель каф. НГГ МСФ ТПУ