УДК 378.14
ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
В ОБЛАСТИ КОТЛО- И РЕАКТОРОСТРОЕНИЯА.С. Заворин, К.В. Буваков
Томский политехнический университет
E-mail: kvb@tpu.ru
Обозначена актуальность проектно-ориентированного подхода в образовании. Описана методика проектно-ориентированного обучения на примере выполнения курсового проектирования. Отмечены основные перспективы проектно-ориентированного обучения.
Ведущее место среди инновационных методов, на наш взгляд, принадлежит сегодня методу проектов, в основу которого положено проектно-ориентированное обучение, где проектная деятельность направлена на развитие исследовательских, проблемных и поисковых методов обучения, творческих по своей сути.
Применение проектно-ориентированного подхода в образовании, как новой педагогической технологии в развитии современной дидактики, обосновывается следующим образом [1]: в условиях всё ещё существующей традиционной системы занятий проектная методика легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом; это технология, которая позволяет при интеграции ее в учебно-воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели; это истинно педагогическая технология, обеспечивающая не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к преподавателю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
Актуальность проектно-ориентированной работы состоит в том, что она подразумевает создание таких ситуаций, когда студенты становятся самостоятельными исследователями: учатся пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач; работая в творческих группах и индивидуально, приобретают коммуникативные умения; учатся выявлять проблемы, вести сбор необходимой информации, наблюдать, анализировать, строить гипотезы, делать выводы-обобщения. В процессе работы над проектом развивается системное мышление студентов.
На кафедре парогенераторостроения и парогенераторных установок (ПГС и ПГУ) Томского политехнического университета основа технологии проектно-ориентированного обучения была заложена с начала деятельности кафедры путем введения в учебный процесс выполнения студентами так называемого «сквозного» курсового проектирования. Сущность такого проектирования заключается в том, что ряд последовательно выполняемых курсовых проектов (по разным дисциплинам) объединяют общим заданием, благодаря чему между этими проектами устанавливаются тесные логические связи, и каждый следующий по учебному плану проект становится в известной мере естественным продолжением предыдущего.
Координация курсового проектирования начинается с третьего курса на основе «сквозного задания», в котором определяются не только темы курсовых и дипломных проектов, но и тематика учебно- и научно-исследовательских работ студентов, предусматривается подготовка рефератов и выполнение индивидуальных заданий во время производственных и технологических практик.
Обеспечение плановых сроков выполнения и высокого качества курсового проекта в решающей степени зависит от того, насколько систематически и активно работает студент. На кафедре ПГС и ПГУ используются несколько форм планирования и организации самостоятельной работы студентов над курсовыми проектами: студентам одновременно с заданием выдают календарный график выполнения курсового проекта, в котором указываются сроки выполнения отдельных этапов проектирования, их примерная трудоемкость, даты контроля хода самостоятельной работы студента и дата защиты проекта. Самостоятельную работу студента контролирует руководитель, который не только осуществляет контрольные функции, но и дает при необходимости советы по принципиальным вопросам. Текущий (как правило, еженедельный) контроль хода курсового проектирования осуществляют ведущий преподаватель данной дисциплины и заведующий кафедрой. Самостоятельная работа над курсовым проектом или работа в аудитории (кабинете курсового проектирования) в присутствии руководителя является обязательной. Это – наиболее действенное средство повышения эффективности курсового проектирования, сокращения его сроков и улучшения качества.
Итоговым результатом обучения по проектно-ориентированной системе для каждого студента является самостоятельно разработанная конструкция котельного агрегата (котельной установки) с приобретением навыков компетенций, которые необходимы для работы в конструкторском подразделении.
Дальнейшим шагом в этом направлении является тематическая связь курсового проектирования с дипломным, что обеспечивает их преемственность.
Отметим основные перспективы проектно-ориентированного обучения на примере «сквозного» курсового проектирования:
- возможность планировать и осуществлять процесс обучения на высоком уровне познавательных трудностей, связанных с самостоятельным и коллективным творчеством;
- обеспечение тесной связи всей системы обучения с будущей профессиональной деятельностью студентов;
- обучение продуктивным, исследовательским методам самостоятельной деятельности, навыкам научной организации труда;
- развитие потребности в постоянном совершенствовании знаний на междисциплинарной основе;
- обучение участников проекта работе в группах, стимулируя эффективную совместную деятельность;
- возможность обучать участников проекта грамотно и профессионально вести дискуссии для выбора обоснованного решения;
- формирование профессиональных компетенций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.Ю., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
Поступила 14.12.2009 г.
Сведения об авторах: Заворин Александр Сергеевич, д.т.н., зав. каф. ПГС и ПГУ ТЭФ ТПУ; Буваков Константин Владимирович, к.т.н., доцент каф. ПГС и ПГУ ТЭФ ТПУ.