УДК 620.9:658.2

КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ТОПЛИВОИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КАК ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ РАЗНОГО УРОВНЯ

А.С. Заворин, А.В. Казаков

Томский политехнический университет
E-mail: Kazakov@tpu.ru

 

Рассматривается концепция создания исследовательского образовательного центра (ИОЦ) энергетических технологий топливоиспользования в составе комплекса «Традиционная генерация энергии» по ПНР 2 «Традиционная энергетика, включая атомную и альтернативные технологии производства энергии» в рамках преобразования ТПУ в НИУ на 2009-2018 годы (на примере кафедры ПГС и ПГУ).

Структура ИОЦ базируется на упорядочивании взаимодействия и распределении направлений деятельности входящих в него лабораторий (рис. 1), в каждой из которых реализуются собственные научные направления с сопровождением их образовательной деятельностью и привлечением внебюджетных средств за счет выполнения хоздоговорных работ, грантов, программ повышения квалификации. Все лаборатории объединены единым стратегическим направлением: «Разработка основ создания ресурсоэффективных технологий генерации тепловой и электрической энергии инновационного уровня по экологичности и надежности и системы развития для них кадрового потенциала» и органично дополняют друг друга.

 

df
Рис. 1. Структура исследовательского образовательного центра
энергетических технологий топливоиспользования

 

Лаборатория структуры вещества – реализуются направления оценки текущего состояния и прогноза работы материалов и конструкционных элементов в специфичных условиях функционирования энергетического оборудования. Лаборатория математического моделирования – реализуются направления математического моделирования и численных исследований топочных процессов котельной техники. Лаборатория физического моделирования – реализуются направления экспериментальных исследований по технологиям энергетического топливоиспользования. Водо-топливная аналитическая лаборатория – реализуются направления исследования воды и топлива в энерготехнологиях. Обязательным условием для каждой лаборатории является выполнение работ по заданиям и проблематике других лабораторий. Поддержание функционирования, разработка, создание и профилактика оборудования осуществляется ресурсами сервисной группы (СГ). Наличие созданного (совместно с Институтом теплофизики СО РАН) в 2009 году Научно-образовательного центра «Теплофизические основы новых энергетических технологий» позволяет проводить совместные исследования и реализовывать наиболее масштабные образовательные программы как в ТПУ, так и в Институте теплофизики СО РАН. Всего в четырех лабораториях планируется осуществлять научную работу по 19 целевым задачам, которые будут сопровождаться 15 магистерскими программами и поддерживаться хоздоговорными темами.

Принципы организации НИР центра предусматривают 100 %-ое вовлечение в них сотрудников и студентов. Предполагается, что вокруг каждого научного координатора лаборатории формируется окружение из сотрудников, которые, в свою очередь, являются руководителями студентов начиная с 1-го курса.

Концепцию центра планируется реализовать в 3 этапа. 1-й этап – 2010 год: организационное становление комплекса (проектирование среды мирового уровня и воспроизводства профессиональной элиты в области традиционной генерации энергии путем расширения магистерской подготовки в партнерстве с ведущими университетами и промышленными предприятиями; непрерывное развитие материально-технической, учебно-методической и информационной базы учебного процесса; планомерное развитие инфраструктуры для фундаментальных и прикладных исследований в области традиционной генерации энергии и инновационной деятельности; установление эффективного международного научного сотрудничества и сотрудничества в образовательной сфере; развитие профессиональной переподготовки и повышения квалификации в области традиционной генерации энергии; привлечение и закрепление высокопрофессиональных научно-педагогических кадров). 2-й этап – 2013 год: вывод деятельности комплекса на мировой уровень (разработка магистерских программ; участие в учебном процессе ведущих ученых и специалистов, представителей реального сектора экономики; привлечение студентов к научно-исследовательским работам; приобретение современного учебно-лабораторного оборудования; расширение сотрудничества с академической наукой, промышленностью, ведущими зарубежными вузами и компаниями; повышение публикационной активности; коммерциализация результатов НИОКР). 3-й этап – 2018 год: позиционирование комплекса, ориентированного на кадровое обеспечение и разработку технологий для ресурсоэффективной экономики, на мировом уровне (реализация магистерских программ в партнерстве с ведущими университетами и промышленными предприятиями; наличие материально-технической, учебно-методической и информационной базы учебного процесса мирового уровня; полномасштабное международное сотрудничество в образовательной и научной сфере; наличие развитой инфраструктуры для фундаментальных и прикладных исследований и инновационной деятельности мирового уровня в области традиционной генерации энергии).

 

Поступила: 14.12.2009г.

Сведения об авторах: Заворин Александр Сергеевич, доктор технических наук, заведующий кафедрой парогенераторостроения и парогенераторных установок Томского политехнического университета; Казаков Александр Владимирович, кандидат технических наук, доцент кафедры парогенераторостроения и парогенераторных установок Томского политехнического университета.