ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

С.Б.Велединская

Томский политехнический университет
E-mail: veledinskayasb@tpu.ru

 

Будущее высшего образования сегодня все чаще связывают с развитием дистанционного обучения. Дистанционное обучение (ДО) играет все более значимую роль в модернизации образования и претендует на статус отдельной формы обучения благодаря разрабатываемым специальным технологиям (в разной терминологии: электронное образование, Е-learning).

Зародившись в 1946 году в "University of South Africa", ДО переживает бум своего развития в последнее десятилетие. По данным опросов Американской ассоциации исследований в сфере образования  в США к 2009 году  более 20% всех студентов обучаются хотя бы по одной он-лайн программе,  60% опрошенных признает, что качество электронного обучения не уступает качеству традиционного обучения в университете, а  рост зачислений на дистанционные  программы высшего образования в 6 с лишним раз превосходит рост зачисления на традиционные формы обучения (1).

Вопреки принятому мнению, дистанционные образовательные технологии   получают распространение не только в заочном высшем образовании, но и в таких формах как дополнительное образование, повышение квалификации, довузовская подготовка, особое значение ДОТ могут иметь и в организации обучения по очной форме, особенно в подготовке магистров и аспирантов.

Главное преимущество ДО – относительная независимость участвующих в  учебном  процессе субъектов: обучающего и обучаемого, которая проявляется как  в рассредоточенности преподавателей и учащихся в пространстве, так  и в возможности учиться в любое удобное для учащихся время. Многие крупные компании для улучшения профессионального уровня своих работников, создают в своих системах центры по проведению курсов дистанционного образования, что экономит им время и деньги. Руководство предприятий все больше рассматривает инвестиции в дистанционное обучение наравне с инвестициями в научно-исследовательские разработки.

Не менее наступательно ведут себя и некоторые университеты, стремящиеся занять устойчивую позицию на стремительно развивающемся рынке дистанционных образовательных услуг.

Вместе с тем, по словам президента Международного консорциума «Электронный университет» Владимира Тихомирова, Россия позади развитых стран на несколько поколений образовательных технологий. Пока у нас только начался процесс широкомасштабного внедрения Е-learning, на Западе, Японии, Южной Корее через этот рубеж перешагнули ещё в начале текущего десятилетия» (2).
(http://www.rusnanonet.ru/news/29170/).

Развивая ДОТ, университеты, образовательные и бизнес-центры видят в них не только удобство для пользователя и возможность привлечь удаленного клиента. Правильно построенные ДОТ дают возможность перестроить и интенсифицировать все основные виды деятельности университета: образовательную, научную, международную управленческую.

Современные технологии  Е-learning позволяют решить целый комплекс проблем современного образования:

Таким образом, введение новых технологий дистанционного обучения может стать тем самым рычагом, способным перевернуть, в корне перестроить образовательную систему. Однако на пути введения дистанционных технологий университеты сталкиваются с огромными сложностями как объективного, так и субъективного свойства. Объективные сложности связанны с необходимостью обновления стремительно развивающегося программного обеспечения и нового оборудования, и в этом процессе мы очень отстаем от стран Запада, Японии, Китая и Кореи. Однако основные сложности лежат в субъективной плоскости, а именно: неподготовленность профессорско-преподавательского состава к работе с использованием новых технологий, невладение новыми технологиями, непонимание необходимости отхода от традиционной схемы построения учебного процесса.

Все это наталкивает на мысль о необходимости комплексного подхода со стороны руководства вузом к решению вопроса о введении дистанционных технологий нового поколения, о невозможности их введения в отдельных подразделениях, либо в отдельных формах образования(например заочной). Не  случайно в вузах, давно практикующих преподавание с использованием ДОТ  и видящих их перспективы, действуют координационные советы (МГУ), вырабатываются комплексные программы развития ДОТ, разрабатываются специальные меры стимулирования и поддержки.

Думается, Томскому политехническому, всегда работающему на острие новизны надо осознать важность комплексного введения новых технологий. И действовать здесь надо быстро.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ