УДК 621.04.18

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И
ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

В.Я.Ушаков, Ю.А.Краснятов
Томский политехнический университет,
Е-mail:vyush@tpu.ru

 

         Рассмотрены основные идеи и организационные формы обеспечения экономики и социальной сферы России специалистами в области энергосбережения. Их подготовка, переподготовка и повышение квалификации в университетах и в специализированных учебных центрах характеризуется многоуровневостью. Показано место Томского политехнического университета в складывающейся системе подготовки «энергосберегателей»

 Органы надзора за эффективностью потребления энергии и энергоресурсов, их поставщики и потребители единодушны во мнении, что одним из основных препятствий на пути успешной реализации государственной политики энергетической эффективности является кадровая проблема. Прямыми и опосредованными формами проявлениями этой проблемы являются:


- отсутствие в системе управления предприятий / учреждений (за редким исключением) специального органа или специалистов, полномочных формировать и реализовывать политику энергосбережения и повышения энергоэффективности;          

- слабая координация действий технологов и энергетиков предприятий по вопросам эффективности энергопотребления;

- менеджеры в большинстве своём не рассматривают энергоёмкость технологических процессов, товаров и услуг как одну из важнейших   характеристик предприятия;

- подготовка управленческого персонала в области энергосбережения  не отвечает современным требованиям. 


 Проводниками политики энергосбережения и повышения  энергоэффективности в производстве и быту должны стать специалисты, обладающие соответствующими компетенциями и навыками[1], владеющие энергетическим менеджментом, предполагающим, в частности:


- участие в составлении энергетического паспорта организации/предприятия;

- сбор данных по потреблению ТЭР и потокам энергоносителей;

- составление и анализ энергетических балансов;

- разработку и реализацию мероприятий по экономии энергии и энергоресурсов;

- разработку норм энергопотребления;

- организацию мероприятий по пропаганде энергосберегающего образа жизни;

-анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий, анализ инвестиционных проектов.


  Такие специалисты должны обладать способностью не только решать сложные технические и организационные проблемы, но и быть проводниками энергосберегающей идеологии, носителями высокой культуры потребления энергетических ресурсов

 В последние 10-15 лет в ведущих технических вузах России наработан опыт подготовки специалистов в области энергосбережения. В порядке углубления специализации формы подготовки можно выстроить в следующий ряд.

1. Включение в рабочие программы профилирующих дисциплин разделов, посвященных основами энергоресурсосбережения, его потенциалу в данной конкретной отрасли и со способами реализации этого потенциала.

2.  Включение в учебные планы энергетического профиля дисциплины «Основы энергосбережения», в которой предусмотрено изучение как научно-технологических основ, так и специфики реализации потенциала энергосбережения на различных этапах жизненного цикла энергоресурса.

3. Специализация и подготовка кадров по программам, согласованным с работодателями: отраслями промышленности, сельским хозяйством, нефтегазовым комплексом, ЖКХ и др. По решению ГАК, выпускникам,  выполнившим квалификационные работы по энергосбережению, кроме диплома может выдаваться  сертификат специалиста по энергосбережению и рекомендательные письма потенциальным работодателям. ТПУ одним из первых вузов в 2000 г. начал подготовку дипломированных специалистов со специализацией «Энергосбережение в системах электроснабжения промышленных предприятий».

4. Подготовка  магистров.

 В ряде вузов начата реализация специальных магистерских программ: в МЭИ –  «Интенсивное энергосбережение», в ТПУ – «Энергосбережение и энергоэффективность». В ТПУ реализация этой программы начата в 2008г. в рамках ИОП на основе разработанных принципов подготовки элитных специалистов [2] на научно- методической базе Регионального центра ресурсосбережения, созданного в 2001г.

 В рамках программы «Энергосбережение Минобразования России» (1998-2003гг.) на основе вузов в 39 регионах созданы центры энергосбережения, приступившие к переподготовке и повышению квалификации в области энергосбережения различных категорий специалистов. Наиболее развитой на сегодня следует признать систему переподготовки и повышения квалификации специалистов (в объёме 80-500 час), развёрнутой в Свердловской области на базе УГТУ-УПИ,   предусматривающую:  


- предсертификационную подготовку специалистов;

- подготовку специалистов по модульной программе;

- профессиональную переподготовку по программе «Менеджмент энергосбережения»;

- тематические семинары.


В целом по стране число обучившихся энергосбережению по той или  иной форме в настоящее время исчисляется уже многими сотнями.

 

Литература

 

1.  Лукутин Б.В., Ушаков В.Я. Возобновляемые источники энергии и энергосбережение – важные составляющие в обеспечении энергетической и экологической безопасности России// Вестник высшей школы,2008.-№8.-с.38-41.

 2. Похолков Ю.П., Агранович Б.Л. Подготовка элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня // Вестник высшей школы,2008.-№8.-с. 7-12.

 3. Данилов Н.И., Тягунов Г.В., Балдин В.Ю. и др. Научно-образовательная деятельность кафедры «Энергосбережение» УГТУ-УПИ// Вестник ТЭК Кузбасса (Приложение к журналу «ТЭК и ресурсы Кузбасса»),2005.-№4/11.-с.24-28.