УДК 388 2

Опыт применения онтогенетического подхода
в преподавании учебной дисциплины

«Информационное обеспечение, базы данных» студентам
специальности «Управление качеством»

Ю.В.Карякин, Е.А.Тунда

Томский политехнический университет, Россия, Томск
E-mail: etunda@mail.ru

 

Онтогенетический подход – это инновация в организации образовательных процессов, которая возникла и продолжает развиваться в Томском политехническом университете[1]. Научно-методические основания к культивированию этой инновации заимствованы от современных исследований в области биологии, психологии и практики образования. Суть онтогенетического подхода заключается в обоснованном методологически и разработанном технологически переводе преподавателя из состояния «знаю, поэтому учу» в состояние «не знаю, но познаю вместе с вами».

Для реализации своего замысла преподаватель должен структурировать содержание курса особым способом – по онтогенетическому методу (ОГМ). В результате содержание учебного курса представляется в трёх категориях: дерево понятий, как архитектурно-понятийная модель предмета изучаемой науки, современное научное представление о предмете науки в форме совокупности научных результатов и система дидактических инструментов.

Разработка и подготовка к применению учебного курса «Информационное обеспечение, базы данных» началась в 2008 году в рамках реализации программы дополнительного высшего образования «Преподаватель высшей школы» в Томском политехническом университете. К настоящему времени учебный курс продолжает совершенствоваться в практике обучения студентов специальности «Управление качеством» (объём: лекционных занятий – 34 часа, лабораторных работ – 34 часа).

Учебный курс, сформированный по ОГМ выглядит следующим образом. Понятийная основа курса (дерево понятий) представлено автономно, выделено из содержания и визуализируется в трёх различных формах: графической, табличной и цифровой. Вторая компонента содержания (научная) представлена совокупностью научных сведений о предмете учебной дисциплины в форме суждений, выраженных посредством языка (математического или иного). Третья компонента (дидактическая) есть совокупность дидактических изделий, т.е. специальных приспособлений для организации учебных взаимодействий.

Учебный курс «Информационное обеспечение, базы данных», читаемый на кафедре ФМПК, в настоящее время представлен деревом понятий в количестве 195 узлов, научными результатами в количестве 36 единиц (25 моделей, 5 констант и 6 демонстраций) и 122-я дидактическими изделиями (45 иллюстраций, 30 задач и 47 рефлекторов, в том числе 40 вопросов, 3 тестовых задания и 4 испытания).

Структура учебного курса содержит шесть основополагающих компонент, которых взаимосвязано представляют 195 понятий. Научные результаты получены: 6 демонстраций,25 моделей, 5 констант. Дидактические инструменты использованы следующие: 45 иллюстраций, 30 задач, 40 вопросов, 3 тестовых задания, 4 испытания.

Об опыте организации учебного процесса по ОГМ можно сказать следующее. В процессе создания дерева понятий предмета учебной дисциплины облегчается и становится полнее работа с необходимой литературой, круг которой быстро расширяется от научной и учебной до методологической и философской. Планирование занятия проходит по другой схеме: структура занятия уже намечена в виде ветви дерева понятий дисциплины вместе с имеющимися дидактическими материалами и инструментами. План занятий уже известен студентам, и они могут его использовать самостоятельно. При проведении занятия структура занятия представляется студентам в начале занятия или на протяжении всего занятия, что мобилизует учащихся на результат. Структура курса легко видоизменяется, то есть коррекцию планов легче проводить за счёт использования дидактических инструментов. Подготовка студентов к экзамену тоже облегчается, так как помимо традиционных вопросов даётся схема курса, где каждое понятие имеет своё местоположение в схеме. Сложность перехода к ОГМ заключается в самом начале планирования схемы, в правильной, безошибочной формулировке предмета дисциплины. А систематическая работа над методикой ведения учебной дисциплины только придаёт уверенности в получения результата – овладении студентами предметом учебной дисциплины. Применение ОГМ в вузовской практике представляется перспективным, так как помогает «заземлить» смыслы применяемых математических моделей на понятия, уже освоенные в прежнем опыте учащегося. Кроме того, применение ОГМ существенно упорядочивает работу преподавателя, как на этапе подготовки учебного процесса, так и на этапе его реализации. Даже если преподаватель использует другие методики при обработке содержания учебного курса, предложения онтогенетического метода применимы для планирования отдельных блоков содержания учебной дисциплины или для установления межпредметных связей на кафедре [2].

 

Список использованной литературы:

 

1. Карякин Ю.В. Учебный процесс в вузе. – Томск: Дельтаплан, 2006. – 132 с.

2. Тунда Е.А. Проявление межпредметных связей при разработке нового учебного курса на технической кафедре. – Качество – стратегия 21 века: материалы 14 Международной научно-практической конференции. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – с.57-60.

 

Сведения об авторе: Тунда Елена Александровна, ст. преподаватель кафедры ФМПК, ЭФФ ТПУ, адрес: 634028, г. Томск, ул. Савиных, 7 (ТПУ, 18 корпус 3 этаж, кафедра ФМПК), т.р. 41-73-07, т.с. 8-913-110-20-74, E-mail: etunda@mail.ru  /