УДК 378.4:006

Роль и место стандартизации в образовательной деятельности
Томского политехничсекого университета

Е.А Цапко

Томский политехнический университет
Е-mail etsapko@tpu.ru

 

            Показана возрастающая роль стандартизации  в ТПУ в связи с изменившимся статусом вуза , основные направления деятельности по стандартизации и актуальность стандартизации в учебном процессе национального исследовательского университета ресурсоэффективных технологий

Стандартизация, вуз, учебный процесс, стандарт организации, направление развития

Создание в ТПУ образовательной среды мирового уровня и эффективной инфраструктуры научной и инновационной деятельности [1] неразрывно связано с организацией и проведением работ в области стандартизации, как по приоритетным направлениям развития, так и при реализации инновационных образовательных программ.  Актуальность стандартизации в образовательной сфере в настоящий момент  заключается в формировании современных показателей качества результатов высшего образования, обусловленных компетентностным подходом, таких как: степень готовности выпускника к использованию полученных знаний, умений и навыков в соответствии с реальными требованиями практической деятельности [2]; готовности выпускника к самостоятельной исследовательской  деятельности и т.д.

Вклад стандартизации в повышение уровня качества  и эффективности учебного процесса осуществляется по следующим направлениям:

– обеспечение широкого информирования и доступности использования современных национальных и международных стандартов - источников передовой информации позволяющих применять  новейшие материалы, технологии и последние достижения научно-технического прогресса;

– организация и проведение целенаправленных занятий по изучению нормативных и законодательных основ по стандартизации, правил и норм, заложенных в стандартах и приобретение навыков использования нормативной документации при решении технических задач;

– развитие системы стандартизации вуза, как инструмента упорядочения, ресурсосбережения, рациональной организации процессов образовательной деятельности.

В ТПУ с 2002 г. успешно функционирует информационно-поисковая система электронных версий стандартов – база «Кодекс», пользующаяся в настоящее время повышенным спросом (до 1,5 тыс. обращений в месяц). Для работы с базой организован широкий доступ сотрудников и студентов в сети Intranet ТПУ. База регулярно актуализируется и пополняется новыми нормативными документами. Она проста и удобна в обращении, что позволяет сократить время поиска и затраты на приобретение необходимой информации, содержащейся в стандартах.

С целью обеспечения готовности выпускника к использованию полученных знаний, умений и навыков в соответствии с реальными требованиями практической деятельности [2], легкой и быстрой адаптации будущего специалиста на производстве, в проектных и конструкторских организациях, на предприятиях и фирмах для большинства специальностей в ТПУ проводятся занятия по таким дисциплинам, как «Основы стандартизации и сертификации», «Метрология, стандартизация и сертификация», а также допускается трансформация курса «Основы стандартизации» на основе избирательного принципа в материалы дисциплин, читаемых согласно учебным планам по специальностям, и в спецкурсах на выпускающих кафедрах. При этом, по возможности обеспечивается непрерывная подготовка студентов, включающая чтение лекций по указанным курсам с дальнейшим углублением и закреплением знаний при проведении занятий и чтении лекций по всем дисциплинам, предусмотренным учебными планами. Целенаправленное изучение вопросов стандартизации планируется при проведении практических и лабораторных работ, путем непосредственного изучения и использования стандартов по тематике читаемых дисциплин, при освещении вопросов стандартизации в курсовых и дипломных работах студентов, при производственной практике, а также путем акцентирования внимания на стандартизационных аспектах при изучении общепрофессиональных дисциплин. Внедрение стандартов в учебный процесс и их соблюдение – это залог повышения качества подготовки специалистов в силу исполнения отдельных элементов учебного процесса так, как этого требует реальное производство через нормы, заложенные в стандартах.

Развитие системы стандартизации вуза, включает разработку новых и актуализацию действующих стандартов организации (СТО ТПУ). Суть стандартизации заключается в упорядочении в определенной области деятельности, посредством установления правил и норм к объектам стандартизации. Объектами стандартизации в учебном процессе служат объекты труда, такие как: оборудование, материалы, инструменты, применяемые в ходе учебной деятельности; технические средства обучения и контроля знаний; учебные и методические материалы; учебные аудитории, кабинеты, лаборатории; методы и методики выполнения учебных заданий.

В отношении персонала, задействованного в учебном процессе, к объектам стандартизации можно отнести: правила и порядок аттестации педагогических кадров; порядок и требования к повышению квалификации; нормы, правила и порядок оценки деятельности преподавателя и т.д..

В отношении организации и управления учебного процесса объектами стандартизации являются: термины и определения в области учебного процесса, способствующие взаимопониманию и однозначности трактовки конкретных понятий; показатели качества и эффективности учебного процесса, деятельности кафедр, факультетов, преподавателей; порядок планирования и выполнения учебного процесса, а также нормы, правила и методики выполнения элементов учебного процесса (составление расписания, организация методической работы, защита результатов, выполнения студенческих заданий и т.д.).

Стандарты организации СТО ТПУ, являются корпоративными стандартами вуза, аккумулирующими накопленный в рамках ТПУ опыт решения постоянно возникающих задач и проблем в виде оптимального алгоритма, адаптированного к реальным условиям осуществления образовательного процесса ТПУ, гармонизированного с современной нормативной базой в области образовательной деятельности [3]. По  аналогии с положениями закона РФ «О техническом регулировании» [4] СТО ТПУ можно рассматривать идущими в поддержку ГОС ВПО. Они способствуют правильному пониманию и выполнению требований ГОС ВПО и содержат наиболее оптимальный алгоритм обеспечивающий, исходя из реальных возможностей вуза, достижение требований, заложенных в ГОС ВПО. При выполнении требований СТО ТПУ обеспечивается автоматическое выполнение требований ГОС ВПО с позиций существующего имиджа университета. Стандарты СТО ТПУ способствуют обеспечению единого представления деятельности организации всеми ее сотрудниками: единой системы понятий, целей деятельности и принципов их достижения, единых принципов поведения и мотивации, единой системы нормативов с учетом, исторически сформировавшегося за годы существования вуза, культурного наследия в области образовательных услуг, в том числе методик преподавания, форм организации ведения учебных занятий, научных школ по развитию творчества студентов и т.д.

Инсталляция СТО ТПУ в работу подразделений, обеспечивающих образовательный процесс, позволяет:

- обеспечить однозначность понимания и оценки проводимых мероприятий с целью достижения планируемого качества лекционных, практических, лабораторных занятий;

- систематизировать информацию о занятиях, проводимых различными подразделениями;

- обеспечить единство идеологии организации занятий, относящихся к конкретному виду занятий и проводимых разными кафедрами, лабораториями, образовательными центрами;

- реализовать комплексность и полноту решения задач, планируемых к рассмотрению при проведении занятий;

- проводить достоверную  оценку качества проводимых мероприятий по единым критериям;

- обеспечить сбалансированность востребуемого уровня ресурсного обеспечения проводимых занятий с реальными возможностями вуза;

- предусмотреть обеспечение непрерывности подготовки в рамках конкретных дисциплин.

Стандарты СТО ТПУ призваны стать общим инструментом менеджмента, превратиться в элементы корпоративной стратегии развития организации, образовать ядро профессиональной культуры, без которой сегодня любое предприятие не может быть конкурентоспособным  Деятельность по стандартизации в образовательном процессе неотъемлемый фактор становления ТПУ как национального исследовательского университета ресурсоэффективных технологий.

 

Список использованных источников

 

1. Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Томский политехнический университет» на 2009-2018 годы [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://tpu.ru .- Заглавный с экрана

2 Боларев Б., Рыбакова Г., Батурина И. Государственные образовательные стандарты // Стандарты и качество. – 2009. – №4. – С.36-39

3. Цапко Е.А. Корпоративные стандарты и их роль в деятельности вуза // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: Сб.статей IV Международной научно-практической конференции.– Пенза, 2004. – С. 155–157

4. Федеральный закон РФ “О техническом регулировании“ от 27.12.2002 № 184-ФЗ (с изм.23 июля 2008 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.gost.ru/  Нормативные правовые акты / Законы