УДК 378.147.88

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

А.А. Ташлыков
Томский политехнический университет
E-mail: tashlykov@tpu.ru

 

В докладе показаны формы учебно-исследовательской работы, способы мотивация студентов для создания и развития гармонично-развитой личности.

Занятие наукой, наряду с искусством, является одним из наиболее творческих видов человеческой деятельности. По своему воздействию на развитие цивилизации и связанные с нею изменения в окружающей среде наука опережает все прочие профессиональные сферы. По мере прогресса общества большая часть активного населения вовлекается в науку. Поэтому организация эффективной научной деятельности должна быть одной из приоритетных задач современного ВУЗа.

Учебно-исследовательская деятельность предполагает решение студентами творческих исследовательских задач с заранее неизвестным результатом, предполагающим наличие основных этапов, в принципе характерных для научного исследования. В рамках системы научного образования новые знания создаются в результате исследовательской практики. Этот процесс создания знаний представляет собой в определенной форме научную деятельность, хотя скрытая цель этого процесса – усвоение и интеграция регламентированного комплекса знаний, который фиксируется стандартами рациональности для данной хроносоциальности. Профессиональный наставник в противоположность учителю в таком «научном» познавательном акте не обладает этими новыми знаниями, но наставник в отличие от учителя владеет приемами их получения, поскольку имеет опыт практической работы в профессиональной сфере, сопряженный с этими знаниями.

Научно-исследовательская работа студентов (НИР) является действенным средством повышения качества подготовки выпускаемых высшей школой специалистов и должна проводиться в тесной связи с учебным процессом как его неотъемлемое продолжение.

Научно-исследовательская работа студентов подразделяется на НИР, включаемую в учебный процесс, и НИР, выполняемую во внеучебное время.

НИР, включаемая в учебный процесс, предусматривает:

•  выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ), содержащих элементы научных исследований (это обеспечивается преподавателем);

•  выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период производственной или учебной практики;

•  изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных по курсу «Основы научных исследований» (эта дисциплина может включаться в учебный план за счет часов, находящихся в распоряжении вуза).

В настоящее время научная работа во внеучебное время осуществляется:

•  в форме «подключения» студентов к преподавателям, активно работающим по бюджетной тематике, грантам, хозяйственным договорам;

•  организации научной работы в виде кафедральных микрошкол, проводимых учеными и преподавателями вузов (в состав микрошкол должны входить, кроме ведущего ученого, аспиранты, магистранты, студенты);

•  участия студентов в работе по госбюджетной или хоздоговорной тематике, выполняемой на кафедрах.

Существует мнение, что истинный ученый будет работать, даже если ему не платить. Но не секрет, что очень многих творческих людей заставляет трудиться желание самоутвердиться, стать значимым. А это значит, что необходимо окружение, в котором это самоутверждение может состояться. Тем более, такое окружение необходимо молодому исследователю. Необходима та среда, в которой он «всплывет». Для научных работников необходима система стимулов. И тем более система стимулов и соответствующие социальные условия необходимы для молодых.

Для студентов, активно занимающихся научно-исследовательской работой, можно предложить следующие поощрения:

•  научно-исследовательские работы, успешно выполненные студентами и отвечающие необходимым требованиям, могут быть зачтены в качестве соответствующих лабораторных, курсовых работ и других учебных заданий;

•  студенты, проявившие способности к научно-исследовательской работе и добившиеся существенных успехов, по окончании вуза в первую очередь могут быть рекомендованы в аспирантуру, рекомендованы на работу в вузе или научно-исследовательские организации;

•  студенты-отличники, активно участвующие в научно-исследовательской работе, могут быть представлены кафедрой или факультетом к присуждению именных стипендий;

•  за достигнутые конкретные результаты в проведении научно-исследовательской работы студенты могут награждаться грамотами вуза, денежными премиями, поездками на выставки, конференции и т.п.;

•  студенты-лауреаты всесоюзных, республиканских, городских, вузовских конкурсов, выставок, конференций, олимпиад и других мероприятий могут на основании действующих положений награждаться медалями, дипломами и грамотами Томского политехнического университета.

Для многих молодых людей внимание ВУЗа, ограниченное хотя бы перечисленными поощрениями, было бы хорошим стимулом к самосовершенствованию. Тем более, что в среде сверстников студенты, активно занимающиеся научной работой, зачастую чувствуют себя неуверенно, так как их мнения, вкусы и пристрастия более традиционны, более искренни, более добропорядочны, чем мнения и вкусы среднего большинства. Втайне они испытывают неловкость, сталкиваясь с проявлениями жестокости, злобы и стадного чувства, которые мы часто можем наблюдать в молодежной среде.

Можно предположить, что вышеописанный синдром здоровья является прямой дорогой к самоактуализации в зрелом возрасте. Достаток и высокое социальное положение повышают вероятность самоактуализации. Самоактуализация подразумевает длительную, постоянную вовлеченность в процесс роста и развития способностей до максимально возможного.

Поступила 15.12.2009 г.

Сведения об авторах: Ташлыков Александр Анатольевич, старший преподаватель, к.т.н., каф ПГС и ПГУ ТЭФ ТПУ.