УДК.:378.22
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ
Б.Т.Торобеков, Б.Э.Таштобаева
Кыргызский государственный технический университет им. И.Раззакова
E-mail bekjan@mail.ru
Приведена структура системы подготовки магистров в Кыргызской Республике. Дан проект регламента образовательного стандарта магистерской подготовки.
Аргументами введения многоуровневой системы профессионального образования являются развитие и интеграция высшей школы Кыргызской Республики (КР) в мировое образовательное пространство [1]. Реальной причиной является желание системы образования Кыргызстана стать полноправным участником мирового рынка образовательных услуг, осуществляющих их экспорт в другие страны. Учитывая доминирующее положение систем высшего образования США и Европы в глобальном образовательном пространстве, для того, чтобы стать узнаваемой, системе образования КР, необходимо было ввести многоуровневую систему образования. При этом возник вопрос о соответствии уровней образования, о сопряжении профессиональных программ, способах перехода с одного уровня образования на другой, условиях осуществления студенческой мобильности, возможности смены образовательной траектории и т.п.
С 1992 г. высшие учебные заведения КР ведут обучение по схеме, приведенной на рис.1.
![]()
Рис. 1. Схема образования Кыргызской Республики
Подготовка магистра осуществляется по образовательным стандартам 2003 г., в котором теоретическое обучение составляет всего 11412 часов.
Однако наличие одной из ключевых проблем, содержащая вопросы магистерской подготовки и восприятие их рынком труда, будущая роль магистров и место в системе существующих на данном рынке отношений, повлияло на значительное уменьшение контингента магистров в Кыргызском государственном техническом университете им. И.Раззакова (КГТУ).
В настоящее время Министерство образования и науки рассматривает возможности перехода реализуемых в КР образовательных программ на трехуровневую систему образования «бакалавр – магистр – доктор» и разрабатывает алгоритм ее внедрения в вузы. В рамках данной работы разработан проект макета государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки магистров. Согласно данного стандарта трудоемкость основной образовательной программы подготовки магистров составляет 120 кредитов ECTS. Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 кредитов ECTS. Трудоемкость одного семестра равна 30 кредитам ECTS (при двух семестровом построении учебного процесса).
Один кредит ECTS эквивалентен 30 часам учебной работы студента (включая его аудиторную, самостоятельную работу, все виды практик, выполнение курсовых и выпускной квалификационной работы и все виды аттестации.
Стандарт предусматривает изучение следующих учебных циклов, которые содержат базовую и вариативную части:
Общенаучный цикл
Профессиональный цикл
Практики
Выпускная квалификационная работа и итоговая государственная аттестация
Вариативная часть устанавливается вузом и дает возможность расширения или углубления компетенций, определяемых в базовой части, позволяет бакалавру усилить компетенции, способствующие его готовности к выполнению профессиональной деятельности и продолжению образования на уровне аспирантуры или программ PhD.
В настоящее время в КГТУ осуществляется подготовка магистров по пилотным направлениям на основе экспериментальных учебных планов. В основу таких учебных планов входят принципы и требования кредитной технологии обучения. При разработке экспериментальных учебных планов специалисты сталкиваются с такими проблемами, как не соответствие содержания существующих учебных дисциплин современным требованиям рынка труда и программам подготовки магистров дальнего и ближнего зарубежья для обеспечения их мобильности.
Таким образом, подготовка магистров и обеспечение соответствия программ их подготовки требованиям рынка труда и Болонского процесса является актуальным направлением работы вузов КР.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сборник нормативных документов по применению ECTS в Кыргызской Республике, Бишкек, 2009. -45 с.
Сведения об авторах
1.ТОРОБЕКОВ Бекжан Торобекович (1958 г.р.). Окончил Киевский автомобильно-дорожный институт. Кандидат технических наук, доцент. Первый проректор по учебной работе Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова. Автор более 30 научных работ в области управления системы высшего образования.
2.ТАШТОБАЕВА Бурул Эшимбековна (1964 г.р.). Окончила Ташкентский институт текстильной и легкой промышленности. Кандидат технических наук, доцент. Директор Департамента по управлению качеством Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова. Автор более 15 научно-методических трудов в области управления системы высшего образования.