УДК 621.3.06
АППЛЕТ-СЕРВЛЕТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМ.А. Соловьев, Э.В. Третьякова, О.Б. Махрина, И.А. Ботыгин
Томский политехнический университет
E-mail solo@tpu.ru
Представлены основные компоненты разработанного на основе технологий Java программного обеспечения подсистемы проектирования, систематизации, хранения и модификации учебных планов по направлениям подготовки высшего профессионального образования.
Одной из проблем при приближении стандарта Российского высшего образования к общеевропейскому является создание такой инфраструктуры высшего учебного заведения, которая бы обеспечивала функционирование основных профессиональных образовательных программ, направленных на индивидуализацию траектории получения образования каждым студентом вуза. Только в этом случае, по мнению авторов, можно говорить о реальной международной конкурентоспособности российской системы высшего образования. Безусловно, индивидуализация обучения – дорогое удовольствие. И для крупного вуза составление свыше 20-ти тысяч индивидуальных учебных планов, даже при наличии соответствующего контингента академических тьюторов, задача сложная. Более того, без соответствующих компьютерных технологий обобщения и оптимизации составленных учебных планов, не хватит ни человеческих, ни материальных ресурсов для их реализации.
Настоящий доклад посвящен рассмотрению архитектуры программного комплекса, обеспечивающего автоматизацию планирования и организации учебного процесса крупного вуза с учетом современных тенденций интеграции российских высших учебных заведений в общеевропейское и мировое образовательное пространство. Основной задачей описываемых программных средств является обеспечение возможности интерактивного формирования для каждого студента вуза индивидуального учебного плана, систематизации и обобщению сформированных учебных планов с целью составления оптимального расписания учебных занятий (расписания с минимизацией всех видов ресурсов, необходимых для его практической реализации).
Ведение и сопровождение учебных планов в настоящее время – уже прерогатива целых отделов в вузах, а если еще и персонифицировать учебные планы, то без компьютерной поддержки их проектирования просто не обойтись. Причем, очень важно, чтобы реализация такой компьютерной технология бала распределена в пространстве, обеспечивала web-интерфейс для взаимодействия и не зависела от типа платформы терминального компьютера.
Анализ информационно-технологической поддержки процесса реализации программ высшего профессионального образования в ведущих вузах нашей страны, анализ опыта обучения по двухступенчатой схеме и внедрения кредитно-рейтинговых систем в Томском политехническом университете, опыт работы с современными сетевыми системами предоставления информационных услуг, опыт работы с современными сетевыми технологиями программирования, а также практическая апробация интерфейсных средств и транспортных протоколов глобальных телекоммуникаций [1-5] позволяют авторам в качестве системного решения для реализации подсистемы проектирования учебных планов принять технологии на платформе Java. То есть, основное научное направление работ по указанной выше тематике связано с разработкой и реализацией интерактивной телекоммуникационной технологии ведения распределенных информационных систем.
При реализации важнейшей подсистемы организации и планирования учебного процесса – подсистемы проектирования, систематизации, хранения и модификации учебных планов по направлениям подготовки была использована апплет-сервлетная технология. Ниже (Рис.1) представлена главная форма эксперта учебного управления, осуществляющего координацию формирования учебных планов вуза.
![]()
Рис.1. Главная форма эксперта учебного управления
Информационный сервис, предоставляемый подсистемой распределенного проектирования, систематизации, хранения и модификации учебных планов в виде апплета (Рис. 2), необходим всем выпускающим кафедрам университета для информационно-технологической поддержки и контроля процесса обучения.
Научно-методическая и практическая значимость результатов заключаются в разработке программного обеспечения, поддерживающего в вузе телекоммуникационную технологию распределенного независимого проектирования, систематизации, хранения и модификации учебных планов по направлениям подготовки высшего профессионального образования. А также в том, что апплет-сервлетная технология впервые применена для проектирования учебных планов в высшем профессиональном образовании. Разработана уникальная схема хранения данных, обеспечивающая одновременный доступ к введенным данным нескольких тысяч пользователей, что очень важно для крупных вузов. Кроме того, предложенный программный инструментарий позволяет экспертам учебного управления вуза осуществлять активный мониторинг формирования учебных планов и оптимизировать планирование учебного процесса на основе реальных и динамично-формируемых данных. Программный инструментарий проектирования учебных планов используется в учебном процессе на условиях эксперимента. Для доступа к системе требуется аккаунт пользователя. Web-адрес доступа к результатам разработки 195.208.174.117/UchPlan/UchPlan2908.html (в рабочее время).
![]()
Рис.2. Главная форма представителя кафедры
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ботыгин И.А., Попов В.Н. Автоматизированная система удаленного формирования документов фонда оценочных средств профессиональных образовательных программ // Известия Томского политехнического университета. – 2006. Т. 309. – № 7. – С. 221-225.
2. Ботыгин И.А., Каликин К.А. Модуль удаленного ввода и редактирования учебных планов высшего профессионального образования вузов Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ в Российском агенстве по патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ) № 2008611024. Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 26 февраля 2008 г. – 50 с.
3. Ботыгин И.А., Чудинов В.Н., Соловьев М.А., Каликин К.А.Технология информационной поддержки инновационного управления учебной деятельностью вуза // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 7. – С. 8-10.
4. Ботыгин И.А., Каликин К.А. Исследование схем распределенного информационного взаимодействия компонентов программных комплексов с базами данных // Известия Томского политехнического университета. – 2008. Т. 312. – № 5. – С. 102-108.
5. Ботыгин И.А., Каликин К.А. Исследование методов увеличения производительности Web-приложений // Известия Томского политехнического университета. – 2008. Т. 312. – № 5. – С. 109-114.
Поступила 10.12.2009 г.