УДК 802/809:378:004

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – РЕСУРСЫ WEB 2.0 В ПРЕПОДАВАНИИ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДИДАКТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ

Ю. В. Шишковская

Томский политехнический университет

E - mail shishkovskaya @ tpu . ru

 

В статье рассматриваются вопросы применения сервисов Веб 2.0 для организации учебной деятельности слушателей КПК по направлению «Иностранный язык (английский) с целью последующего применения данных технологий в их педагогической деятельности, даются примеры дидактических разработок, анализируются преимущества и формулируются сферы применения социальных сервисов в учебных целях.

В последние годы процесс информатизации является одним из наиболее весомых факторов, влияющих на развитие современного общества. Происходит все большее внедрение информационно-коммуникационных технологий в научные и производственные сферы человеческой деятельности. Использование таких технологий создает новые требования к профессиональным качествам любого специалиста, что, в свою очередь, обуславливает процесс информатизации образования.

В настоящее время развитие Интернет-систем переживает период перехода к использованию приложений и систем нового второго поколения, которые основываются на технологиях, получивших общее название Веб 2.0 (Интернет 2.0).

Задачей учебного курса по использованию сервисов Веб 2.0. в педагогической практике являются познакомить слушателей с основными типами социальных сервисов, что позволит им определить необходимые для реализации своего проекта сервисы, получить первые навыки работы с ними, а также откорректировать проект для его реализации в открытой среде.

Рассмотрим социальные ресурсы и сети Интернета второго поколения применительно к преподаванию иностранных языков.

1. Средства для хранения закладок.

Средства для хранения закладок относятся к «народным классификаторам». Использование цифровых технологий дает возможность нового способа классификации знаний. Закладки представляют собой подборку Интернет-ссылок по определенной тематике. Классификация производится любым пользователем. Найти нужную закладку в Интернет-пространстве можно по ключевым словам, или тегам ( англ. tag ) , которые придумывают и выбирают сами составители. На сегодняшний день наиболее часто используемыми социальными ресурсами в данной области являются: http://www.bobrdobr.ru – БобрДобр (русский интерфейс); http://Del.icio.us – Делишес (английский интерфейс); http://rumarkz.ru/ - Румарк (русский интерфейс); http://utx.ambience.ru/ - Цветные полоски (русский интерфейс)

В преподавании иностранных языков закладки являются, в первую очередь, источником и хранилищем учебных материалов. Система хранения закладок позволяет подписаться на определенные категории закладок (по теме, авторские). Преимущество данного ресурса заключается в использовании опыта других людей, которые уже столкнулись с поиском схожих объектов и во взаимообмене этим опытом. Обучаемые включаются в поисковую и исследовательскую деятельность нового типа, что приводит к повышению мотивации к учебе.

2. Социальные сетевые сервисы для хранения мультимедийных ресурсов.

Эти сервисы позволяют бесплатно хранить, обмениваться, классифицировать цифровые фотографии, аудио- и видеозаписи, текстовые файлы, презентации, а также организовывать обсуждение ресурсов. Средства мультимедиа являются необходимой составляющей любого Интернет-проекта, поэтому данный сервис значительно облегчает их интеграцию в конечный продукт проектной деятельности. Самые популярные сервисы хранения мультимедийных ресурсов: фотосервисы: Flickr , Photobucket , Flamber.ru , Panoramio , Picasa , Фото@.mail.ru , Фотодия ; видеосервисы: Youtube , TeacherTube , RuTube , Social Saga ; подкасты: Audacity , Podomatic , Voice Thread ; хранение текстовых файлов: Scribd , Zoho Share ; РР презентации: SlideShare , SlideBoom , Zoho Share .

3. Сетевые дневники (блоги)

Появление технологий Веб 2.0. привело к радикальной децентрализации Интернет пространства. Содержание таких сайтов напрямую зависит от их пользователей. Более того, пользователи могут не только наполнить информацией определенную Интернет-страницу совместно с другими пользователями, но и создать свою собственную, например, свой блог. На сегодняшний день, блог является одним из ключевых сервисов общения в социальных сетях Интернет 2.0. Все вместе блоги формируют единое информационное пространство – блогосферу.

В последнее время происходит активная интеграция блог-технологий в учебный процесс. Блог может использоваться в общей педагогической практике как:

•  площадка для различного рода дискуссий;

•  площадка для консультаций и получения дополнительных знаний;

•  площадка для организации обучения студентов по основным и/ или дополнительным курсам;

•  площадка для организации дистанционного учебного курса;

•  площадка для организации сетевой исследовательской деятельности студентов.

Большим преимуществом использования блогов в образовательной среде является его универсальность в плане развития всех навыков речевой деятельности. Примером может служить работа обучаемых на сайте A.L.I.C.E. (Artificial Linguistic Internet Computer): общаясь с виртуальным собеседником, слушатели тем самым совершенствуют сразу несколько умений – умение грамматически правильно формулировать вопросительные и утвердительные предложения, умение графически оформлять свои высказывания, умение адекватно использовать соответствующую теме беседы лексику и т.п. Несомненно, все эти навыки и умения можно отработать и в рамках традиционного занятия. Однако, собственный опыт использования такого рода заданий доказывает их бόльшую эффективность и способность обеспечить высокую мотивацию слушателей.

Еще один пример интеграции сервисов Веб 2.0 в процесс изучения иностранных языков – это работа на сайте Showbeyond . Здесь у обучаемых появляется возможность создать слайд-шоу с аудиотекстом собственного сочинения. Для начинающих изучать иностранный язык – это может быть рассказ о себе (подборка озвученных ими фотографий), для слушателей продвинутого уровня – профессионально-ориентированный формат работы.

Возможность инкорпорирования вышеупомянутых социальных сервисов в структуру блога позволяет преподавателю значительно расширить границы изучаемых тем, активизировать самостоятельную работу обучаемых, познакомить их с методикой проектной деятельности.

В результате работы с основным инструментарием Веб 2.0 слушатели обучаются формировать знания совместно, в процессе самостоятельного создания и обсуждения учебного контента и общения по определенным профессионально-ориентированным тематикам; использовать возможности социальных сервисов для своей деятельности; находить необходимую информацию, планировать свою работу; презентовать результаты деятельности. Участие в новой форме учебной деятельности, связанной с использованием компьютера, способствует так же формированию и развитию информационной профессионально-ориентированной компетенции обучаемых.

Работа с электронными ресурсами на иностранном языке позволяет преподавателям технического вуза – слушателям КПК по иностранному языку активно участвовать в учебном процессе, реализуя вариативный компонент в преподавании специальности.

 

Сведения об авторе: Шишковская Юлия Владимировна, ст. преподаватель каф. МПИЯ ИМОЯК.