УДК 378.14

ОРГАНИЗАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА КАФЕДРЕ
«ТЕХНОЛОГИЯ ОСНОВНОГО ОРГАНИЧЕСКОГО СИНТЕЗА И ВМС»

В.Г. Бондалетов, О.В. Ротарь

Томский политехнический университет
E-Mail rotarov@tpu.ru

 

Анализируются взаимосвязанные составляющие процесса подготовки магистров, обсуждается проблема повышения качества образования. Сделан вывод о необходимости компетентностного подхода в подготовке магистров.

В новом тысячелетии теоретические знания и человек, ими владеющий, выдвигается обществом на передний край социального бытия. Вторая половина XX столетия сформировала применительно к системе университетского образования ряд принципов, которые можно обозначить как принципы демократизации, открытости, гибкости, непрерывности, фундаментализации компьютеризации и гуманитаризации. Таким образом, университетская образовательная система, в основе которой лежали в течение многих десятков лет трансляция знаний, подвержена изменениям в значительной степени. Этому способствует переход в подготовке специалистов – бакалавров и магистров. Технический прогресс и социальные изменения создали потребность в новом образовании, которая должна помочь специалисту реализовать свои потенциальные возможности, научиться ответственности, стать настоящим профессионалом. Одним из самых актуальных вопросов высшей школы является проблема качества образования. В настоящее время уже нельзя ограничиваться понятием «знания, умения, навыки». С целью повышения качества образования как фактора обеспечения конкурентоспособности на кафедре осуществляется метод компетентностного образования.

Компетентностный подход предполагает не усвоение магистром отдельных знаний и умений, а овладение ими в комплексе, т.е. формирование системного мышления, развитие таких способностей как обучаемость, интеллект и креативность. На кафедре предпринята попытка сформировать модель элитного специалиста (магистра) по химической технологии органических веществ и  химической технологии высокомолекулярных соединений. Под моделью специалиста в широком смысле мы понимаем профессиональные, социально-психологические, креативные и личные качества специалиста, определяющие его способность трудиться в условиях рыночных отношений, добиваясь результатов, адекватных требованиям общественного и научно-технического прогресса. Среди множества направлений совершенствование системы магистерской подготовки на кафедре одно из самых приоритетных – отыскание и обучение талантливых, одаренных студентов, с высоким потенциалом креативных качеств.

Проблема поиска, создание и поддержание слоя особо одаренных представителей социума, обеспечивающего интенсивный темп развития науки, техники, экономики успешно решается на кафедре. Созданы программы магистерской подготовки, включающие следующие типы образовательных систем: традиционное образование, профессиональное и креативное.

Трансляционная форма преподнесения учебного материала необходима и неизбежна в ряде курсов. Однако именно в контексте обретаемого таким образом знания возможно рождение активного стиля изучения, когда студент самостоятельно обретает новые знания и решения, которые, в конечном счете, явятся  доказательством его потенциала.

Магистерская подготовка требует выполнения экспериментальной работы большого объема, а это значит, что необходимо магистру не только понимать химию процесса, знать аналитические методы анализа полученных веществ, но и  с привлечением соответствующих методов уметь  интерпретировать свои результаты. Кроме того магистр должен показать практическую значимость работы. Таким образом, траектория подготовки магистра идет от идеи к эксперименту и до практической значимости работы. Задача подготовки магистров заключается в том, чтобы придать магистру устойчивый характер способностей:

На кафедре имеется научная школа, созданная Кулевым Л.П., Лопатинским В.П., Сироткиной Е.Е. и продолженная их учениками. Студенты с младших курсов приобщаются к научной школе. В пределах приобщения идет становление интеллектуальной позиции, что находит отражение в осознанном выборе направления, в особом подходе к проблеме, в становлении стиля мышления, в оформлении собственной концепции. Таким образом, мы получаем возможность конструирования интеллектуальных генеалогий; чтобы понять смысл работы данного студента (бакалавра, магистра), уместно вспомнить, кто учитель его учителя. Межличностные отношения способствуют укреплению научной школы и передачи стиля мастера, опыта и знаний своим ученикам. Магистры представляют выпускную квалификационную работу-диссертацию по темам научно-исследовательской работы кафедры: «Исследование утилизации побочных продуктов пиролиза углеводородного сырья», «Ингибирующие присадки, используемые для транспортирования углеводородов». «Полимерные катализаторы в синтезе дифениламина». Во время обучения в магистратуре они участвуют в конференциях, семинарах, выступают с докладами, имеют публикации и патенты.

Подготовленные таким образом специалисты необходимы не только для развития научных школ, но и для производства. Особую заинтересованность в магистрах по специальностям «Химическая технология органических веществ» и «Химическая технология высокомолекулярных соединений» проявляет Томский химический комбинат.

 

Поступила 14.12.2009

Сведения об авторах: Бондалетов В.Г.- доцент, зав. каф. ТООС и ВМС.
Ротарь О.В.- доцент каф. ТООС и ВМС