УДК 378.14

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ
БАКАЛАВРОВ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ

О.В. Ротарь, В.М. Сутягин

Томский политехнический университет

E-Mail rotarov@tpu.ru

 

Обсуждается процесс подготовки бакалавров техники и технологии. Сделан вывод о взаимосвязи теоретической и практической составляющих процесса. Показаны особенности выполнения ВКР на кафедре ТООС и ВМС .

Процесс подготовки бакалавра на кафедре ТООС ТПУ содержит две взаимосвязанных составляющих: теоретическую и практическую. Теоретическая подготовка бакалавра включает изучение фундаментальных , общепрофессиональных и специальных дисциплин посредством следующих видов учебных занятий: лекции, консультации, семинаров, самостоятельного изучения студентом теории.

Практическая подготовка бакалавров включает усвоение приемов, методов и способов получения и применения теоретических знаний посредством выполнения лабораторных, учебно-исследовательских работ, курсовых проектов (работ), прохождения учебных и производственных практик, выполнения и защиты выпускной квалификационной работы (ВКР).

Теоретическая подготовка студентов направлена как на усвоение системы полученных знаний, соответствующих основной и дополнительной образовательным программам, так и на овладение системой методов качественного и количественного анализа объектов различной природы, строения и назначения.

Студенты в процессе их обучения должны овладеть приемами и способами экспериментального исследования, испытания и эксплуатации объектов, изученных теоретически. Организация образовательного процесса подготовки специалиста - это совокупность согласованных действий, осуществляемых участниками этого процесса для достижения общей цели - подготовки специалиста требуемого уровня качества.

Кафедра ТООС конкретизирует квалификационные требования к уровню профессиональной подготовки специалистов соответствующего направления, исходя из особенностей их будущей профессиональной деятельности и особенностей подготовки на последующих ступенях образовательного процесса (магистры,инженеры.

Начальное знакомство с основами науки, достижения которой обеспечивают получение, переработку и применение полимерных материалов, студенты знакомятся в курсе «Введение в специальность», «Химия и физика полимеров». Химия высокомолекулярных соединений разрабатывает методы синтеза новых полимерных соединений, изучает механизмы и скорости образования макромолекул. Без знания основ химии высокомолекулярных соединений невозможно регулировать и управлять технологическими процессами во всех отраслях промышленности, производящей и потребляющей полимеры.

В специальной дисциплине «Общая химическая технология полимеров» особое внимание уделено типовым промышленным способам полимеризации и поликонденсации, а также технологии переработки полимерных материалов, свойствам и применению их в различных областях техники, быту. Современные направления исследований в химии и физике полимеров, технологии, а также основные принципы разработки безотходных производств и охраны окружающей среды на предприятиях полимерной химии включены в рабочую программу данной дисциплины.

«Основы проектирования и оборудование производств полимеров» - третья дисциплина четвертого цикла подготовки бакалавра. Любой специалист, работающий в области синтеза, технологии, переработки полимерных материалов, должен знать методологию разработки технологического процесса синтеза полимерных материалов. Разработка начинается с поисковых лабораторных исследований, проектирования пилотных установок; их эксплуатации и выдачи исходных данных для проектирования укрупненного производства. В эту последовательность вписываются этапы создания опытных партий полимеров, их испытаний и оценки потребителя; разработка методик анализа, конструирование и испытание аппаратов и машин; технологические расчеты, экономический анализ и т.п.

Завершающим этапом обучения в университете является выполнение выпускной квалификационной работы. В период работы над проектом студенты приобретают навыки самостоятельной работы по выполнению расчетов технологического оборудования и графическому оформлению объектов проектирования, а также знакомятся с нормативно – технологической документацией, справочной литературой Значительной трудностью для студента при выборе метода производства полимеров является необходимость одновременного учета всех факторов, определяющих метод, и их взаимного влияния.

Еще более трудной задачей является сравнительная количественная оценка каждого из рассматриваемых методов в отдельности. В этой связи студенту необходимо учесть факторы и критерии, являющиеся определяющими при выборе метода производства, установить их взаимосвязь. Приступая к составлению материального, теплового баланса процесса, студенту необходимо четко представлять химизм процесса: знать кинетику, влияние различных факторов на ход процесса. В соответствии с этим составляется методика расчета, которая зависит не только от рода производства, но также от способа переработки и качества исходных мономеров, от режима работы аппарата. На основании материального рассчитываются расходные коэффициенты – расход сырья на получение тонны целевого продукта. Аппаратурный и механические расчеты позволяют определить геометрические размеры реактора, а следовательно, объем аппарата, обеспечивающий заданную производительность, подобрать вспомогательное оборудование, выбрать материал, обеспечивающий прочностные характеристики реактора. Выполнение дипломного проекта объединяет общеинженерные и специальные курсы в единую логическую систему подготовки бакалавров техники и технологии.

Таким образом, подготовка бакалавров, являясь промежуточной образовательной ступенью, предусматривает цель дать студенту глубокую гуманитарную, фундаментальную подготовку, так необходимую в повседневной жизни, позволяющую ему в дальнейшем легко адаптироваться к любой специальности, как для практической деятельности, так и для продолжения образования в выбранном направлении образования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ротарь О.В., Сутягин В.М. Практика подготовки бакалавров техники и технологии //Альманах современной науки и образования.-2008.-№1.-С.179-181.

Сведения об авторах:

Ротарь О.В.- доцент каф. ТООС и ВМС

Сутягин В.М.- профессор каф. ТООС и ВМС