УДК 546:378.26(076)

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ТЕСТА ПО ОБЩЕЙ ХИМИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕХИМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ТПУ

О.Б.Родкевич
Томский политехнический университет
E-mail olga-rodk@ayndex.ru

 

В сентябре 2003 г. Министр образования России подписал Болонскую декларацию, которая провозглашает объединение усилий Европейских стран в создании единого образовательного пространства, основанного на общих принципах: двухступенчатое высшее образование, система зачётных единиц (кредитов) для количественного учёта получаемого образования, разработка взаимопризнаваемых методов проверки качества образования

Взаимопризнаваемым методом оценки качества образования является тестовый метод.

Масштабное применение тестирования в России началось в 90-х гг. прошлого столетия: сначала это было централизованное тестирование, а затем единый государственный экзамен для учащихся школ и гимназий. Сейчас разработкой тестовых технологий контроля качества обучения занимаются практически все университеты. [1].

В Томском политехническом университете разработана и используется тестовая технология контроля знаний студентов по химии, как на рубежном, так и на итоговом контроле студентов Создание научно-обоснованного теста состоит из четырёх этапов [2-5]: 1) планирование, 2) составление предтестовых заданий, 3) проведение апробационного тестирования, 4) коррекция заданий. Первые три этапа нами пройдены.

Целью данной работы является определение тестовых характеристик предтестовых заданий из банка заданий, разработанных преподавателями кафедры общей и неорганической химии, для проведения экзамена по общей химии для студентов нехимических специальностей методом тестирования.

Одной из задач работы является исследование экспериментальных результатов тестирования для проведения работ по коррекции заданий теста

Для этого было подготовлено 100 одинаковых билетов для проведенного экзамена в летнюю сессию 2006 года.

По результатам компьюторной обработки результатов экзамена была создана матрица результатов, которая в последующем использовалась для расчета всех характеристик теста и предтестовых заданий.

Были определены коэффициенты корреляции (связи заданий друг с другом), который носит название коэффициент j и вычисляется для оценки связи между результатами выполнения двух заданий в дихотомической шкале.(1;0).

Выявлены задания с высокой связью друг с другом, что не допустимо. В итоговых тестах корреляция должна быть в пределах 0-0,3. Ряд заданий имеет отрицательный коэффициент корреляции. Отрицательный коэффициент указывают на отсутствие связи с задачами теста. Высокие коэффициенты связи в заданиях 2а-2б; 5а -5б; 6а-6б; 7а-7б; 8а-8б; 12а-12б указывает на то, что подобный способ формулировки заданий, какой используется в нашем тесте ( «духъэтажное»), необходимо грамотно использовать, либо не использовать данную систему вовсе с цель улучшения валидности заданий. Потому что, по законам тестологии нельзя использовать в тесте задания, которые являются подсказкой для выполнения других.

Отрицательные коэффициенты указывают на отсутствие связи задания с задачами теста (задания 2б и 3б проверяют знания по неорганической химии, тогда как тест служит проверки знаний по общей химии). Следовательно, такие задания необходимо убрать из теста.

После того как были определены характеристики тестовых заданий, задания с высокой степенью зависимости и с отрицательным коэффициентом корреляции были заменены на другие из базы заданий. После чего данный билет использовался в зимнюю сессию 2007 года. Результаты зимней сессии были аналогичным образом обработаны. После замены заданий высокий коэффициент связи остался только в одном задании, но его, в силу специфики «двухэтажности» задания, мы не сможем изменить.

Следующим этапом работы было увеличение коэффициента надежности теста.

Расчет коэффициента надежности теста показывает на сколько можно доверять полученным результатам. Данные получены с высокой надежностью, когда коэффициент надежности выше 0,8. Чем больше данное значение, тем уже доверительный интервал для истинного балла. Коэффициент надежности теста, вычисленного по формуле Кьюдера-Ричардсона равен 0,82 . Задачей данной работы было повышение надежности теста за счет увеличения количества заданий. Длину теста увеличили от 24 заданий до 35. Таким образом, добились увеличения надежности теста от 0,71 до 0,82.

Кроме того, при переработки теста (увеличении количества заданий в тесте) возросла дисперсия ( было 22,7 стало – 34,7). Дисперсия - очень важный показатель при апробации тестов. Если при повторной апробации дисперсия увеличилась, то качество улучшилось, т.е. тест стал лучше дифференцировать студентов по уровню подготовленности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Гребнев Л.С. Российское высшее образование в Болонском измерении // Проблемы вхождения России в европейское образовательное пространство: Матер. зонального c овещания 18–20 окт. 2004 г. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – С. 13–24.

2. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. – М.: Логос, 2002. – 432 с.

3. Минин М.Г., Стась Н.Ф., Жидкова Е.В. Внутривузовская система диагностики качества знаний студентов // Качество высшего профессионального образования: достижения, проблемы, перспективы: Матер. Всеросс. научно-практ. конф. 21–23 января 2005 г. / Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ. – 2005. – С. 250–252.

4. Минин М.Г., Стась Н.Ф., Жидкова Е.В. Автоматизированный контроль знаний студентов технического вуза // Качество образования: менеджмент, достижения, проблемы: Матер. VI Межд. научно-метод. конф. 23–25 мая 2005 г / Новосибирский государственный технический университет. – Новосибирск: Изд-во НГТУ. – 2005. – С. 321–324.

5. Минин М.Г., Стась Н.Ф., Жидкова Е.В., Родкевич О.Б.Тестовая технология контроля знаний студентов по химии. Известия Томского политехнического университета. №4, Том 308, 2005 г