Использование технологий Web CT в обучении
иностранному языку в техническом ВУЗе
как элемент самостоятельной работы студентовО.Г. Пронина, Ю.Н. Шиц
Томский политехнический университет
Сегодня в условиях всемирной глобализации развитие информационных технологий привело к образованию новых способов использования Интернета. В настоящее время в мире наблюдается последовательное и устойчивое движение к построению информационного общества, которое призвано создавать наилучшие условия для максимальной самореализации каждого человека. Основаниями для такого процесса являются интенсивное развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий и создание развитой информационно-образовательной среды.
В целом Интернет технологии являются менее дорогими в использовании, высокоскоростными, ресурсосберегающими, а так же позволяют обеспечить обширный доступ пользователей одновременно. Изменения в доступе и скорости соединения сопровождаются развитием компьютерных программ и их управлением. На этой основе, можно констатировать факт, что переход к информационному обществу предполагает глубинную связь между тремя компонентами: информацией, ценностью новых информационных технологий и социально структурными изменениями в обществе.
Эти факторы приводят к необходимости активного использования Интернет ресурсов в образовании. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс занимает все большее место в преподавании не только естественно-математических, но и гуманитарных дисциплин.
Работа по внедрению информационных коммуникативных технологий (ИКТ) как средство интенсификации процесса обучения в ВУЗе проводится в ТПУ с 2002 года.
Одним из эффективных инструментов самостоятельной работы студентов по иностранному языку в неязыковом вузе является применение технологий Web CT. Доступность технологий Web CT распространяется именно на образовательный процесс. В частности, ИК технологии предоставляют возможность обучающимся в выборе индивидуального обучения и исследования. Существенным достоинством технологий Web CT является возможность индивидуализации процесса обучения путем составления заданий и расширения диапазона знаний в специальности, а так же развитию умений в области иностранного языка. Повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка, а так же активная самостоятельная работа студентов стали одной из приоритетных задач, поставленных Межфакультетской кафедрой профессионального иностранного языка в реализации программы «Профессиональный иностранный язык».
Самостоятельная работа студентов выступает важнейшей формой учебного процесса, обеспечивающей формирование у будущих специалистов готовности к самоопределению, самостоятельному решению поставленных задач, способностей к деятельности в изменяющейся производственной и социо-культурной сфере. При организации самостоятельной работы студентов технологии Web CT могут быть использованы в следующих видах деятельности обучающихся: подготовка к практическим занятиям, выполнение домашних заданий, самостоятельная работа над отдельными темами учебной дисциплины в соответствии с программой, работа с дополнительной литературой, написание части дипломной работы на иностранном языке, самопроверка знаний и умений.
Таким образом, успешная реализация технологий Web CT в выполнении самостоятельной работы студентов по иностранному языку в техническом вузе преследует следующие важные задачи:
- увеличение деятельностного компонента в содержании учебного материала, более успешная реализация принципа профессиональной направленности;
- формирование у студентов готовности к самостоятельной работе, развитие их компьютерной грамотности;
- обогащение содержания предмета иностранный язык за счет осуществления междисциплинарного диалога технических и гуманитарных дисциплин;
- обеспечение эффективной обратной связи на основе сочетания тестового компьютерного контроля знаний с выполнением и представлением с помощью технологий Web CT обобщенных знаний;
- придание процессу обучения личностно-ориентированного характера за счет смещения акцентов с преподавания на учение, возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, снятие стрессообразующих факторов.
При использовании технологий Web CT в обучении иностранному языку в техническом вузе как средства самостоятельной работы студентов необходимо учитывать несколько важных условий их эффективности. Во-первых, это грамотное использование информационных технологий в образовательном процессе, подразумевающее постепенное включение студента в процесс самостоятельной работы, который постоянно дистанционно управляется и регулируется преподавателем. Во-вторых, хорошо разработанная структура и содержание заданий по дисциплине в режиме on-line. В-третьих, это опосредованная взаимосвязь преподавателя и студента в сети Интернет (информационная грамотность преподавателя лингвиста).
Таким образом, использование информационных технологий в образовательном процессе существенно способствует лучшему освоению нового материала, но в большей мере значительно повышает мотивацию обучающихся в изучении иностранного языка.