УДК 53 (076.5)

Организационно–методическое обеспечение учебного процесса
студентов заочной формы обучения по дисциплине «Физика»

Э.В. Поздеева, А.А. Ботаки
Томский политехнический университет
E-mail bottacchi@mail.ru

 

Изложены особенности преподавания курса общей физики студентам заочной формы обучения в техническом университете. Обсуждаются пути совершенствования системы обучения.

Фундаментальность физического образования предполагает, что в высших технических учебных заведениях знания, сформированные у студентов на занятиях по физике, являются основой для изучения общетехнических и специальных дисциплин, освоения новой техники и технологий.

Во всех технических вузах преподавание физики студентам заочной формы обучения традиционно сводится к следующим видам учебной работы: выполнение контрольных работ (до начала сессии), лабораторных работ, посещение лекций и практических занятий по решению задач.

Одной из трудностей, возникающих в процессе обучения, является слабая подготовка студентов, приступающих к изучению естественнонаучных дисциплин, а также низкий уровень мотивации. Программа обучения очень интенсивная; чтобы освоить материал, просто необходимо много работать самостоятельно с книгой задолго до начала сессии. К сожалению, в последние годы студенты–заочники сдают контрольные работы лишь накануне экзамена, а не к началу сессии. В связи с этим на кафедре общей физики ЕНМФ принято правило: каждый студент должен подготовить конспект по разработанным базовым вопросам курса общей физики. Это ответы на 20 вопросов по каждой из трех частей курса физики. Вопросы не выходят за пределы примерной программы современного курса физики, рекомендованной Федеральным агентством по образованию РФ [1]. Защита контрольных работ, а также выполненных лабораторных работ проводится при помощи системы контрольно–измерительных материалов (КИМ), включающих в себя формулировки фундаментальных законов, определение, формулы, физические принципы, факты.

Учебные задачи являются важнейшим элементом академического и любого инновационного процесса обучения. Решение задач рассматривается как активная форма обучения, органично дополняющая лекции и лабораторный практикум.

На кафедре общей физики ЕНМФ принято выносить на практические занятия те темы, которые подробно не рассматриваются при выполнении лабораторных работ и очень коротко (из-за небольшого числа выделенных часов) освещаются в лекциях. На решение задач обычно выделяется не более четырех аудиторных часов в экзаменационную сессию. При таком бюджете времени целесообразно решать задачи по наиболее трудным для изучения темам. Практические занятия по решению задач организованы с максимальным акцентом на самостоятельность работы студента. Поэтому рекомендуется осуществлять компьютерную поддержку занятий, когда преподаватель консультирует студента, который решает свой вариант задач в компьютерном классе кафедры общей физики. Ведь целью является организовать процесс работы так, чтобы было достигнуто наиболее полное усвоение учебного материала.

Курс физики изучается в течение трех семестров, в каждом студенты должны выполнить по две контрольные работы. На кафедре общей физики разработан пакет контрольных заданий, которые включает шесть разделов, разделенных по темам. В начале каждой темы приведены краткая теория, основные законы, уравнения и формулы, используемые для решения задач. По каждой теме предлагаются типовые задачи с решениями, в конце темы даны задачи для самостоятельного решения и широкий список литературы.

Экзамены у студентов–заочников проводятся в письменной форме. Билет включает в себя 10 вопросов, часть из них – теоретические, а также 2-3 задачи и 2-3 теста. Письменный экзамен имеет ряд преимуществ по сравнению с устным: повышается объективность оценки знаний, студенты ставятся в равные условия. Таким образом, студенты–заочники включаются в рейтинговую систему, при этом итоговый рейтинг формируется как результат сложения оценок всех решенных контрольных задач, выполненных лабораторных работ и их защиты, конспекта по самостоятельной работе, посещения лекций.

Предметом особого внимания является односеместровый курс физики, появившийся в учебной программе сравнительно недавно. Методически курс обеспечен: составлена рабочая программа в соответствии с ГОСом и контрольные задания, подготовлено учебное пособие для инженеров–экономистов [2], разработан комплект экзаменационных билетов для письменного экзамена. Но весьма проблематично уложить достаточно объемный материал в четыре лекционных часа, поэтому здесь может быть такой подход к учебному процессу: часть тем излагается на лекциях, другие темы – на практических занятиях по решению задач, а часть вопросов рассматривается при выполнении лабораторных работ. По ряду тем можно предложить студентам написать реферат, оценка за который войдет в рейтинговую систему.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Поздеева Э.В., Мельникова Т.Н. Физика. Ч 1; 2; 3. Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов ИДО ТПУ.– Томск: Изд-во ТПУ, 2009.–122с.

2. Ботаки А.А., Ларионов В.В., Поздеева Э.В. Физика для инженеров–экономистов: Учебное пособие.– Томск: Изд-во ТПУ, 2007.– 110 с.

3. Тюрин Ю.И. Физика. Краткий курс: Учебное пособие /Крючков Ю.Ю., Поздеева Э.В., Чернов И.П., Шошин Э.Б./ .– Томск: Изд-во ТПУ, 2009.– 138 с.

Поступила 15.12.2009 г.

Сведения об авторах:

Поздеева Эльвира Вадимовна, кандидат технических наук, доцент кафедры общей физики ЕНМФ ТПУ.

Ботаки Александр Анджелович, кандидат физико–математических наук, доцент кафедры общей физики ЕНМФ ТПУ.