УДК 378.14:159.953.5

 

УЧЕБНО-КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

Петровская Т.С.

Томский политехнический университет
Е-mail pts@tpu.ru

 

Эффективность обучения как российских, так и иностранных студентов определяется достижением ими за период обучения профессиональных и социо-культурных компетенций, позволяющих найти достойную занятость и личную удовлетворённость в результатах  образования. Одной из сложнейших проблем в реализации поставленной цели иностранными студентами является языковой, и даже в более широком плане – коммуникационный барьер. Формирование коммуникативной компетенции иностранных студентов в процессе обучения  и общения в разных сферах, является необходимым условием успешности и в целом эффективности  образовательного процесса.  Формальное знание языка, не подкреплённое знанием «кодов» культуры, ментальных структур принимающего социума зачастую приводит к разрыву коммуникации, к ошибкам в восприятии текстов.

М.Е.Будько, анализируя опыт развития коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку, отмечает, что особую группу ошибок иностранных учащихся составляют ошибки на уровне социокультурных фоновых знаний и речевого поведения коммуникантов [1]. Причиной тому является неразвитость социолингвистической и социокультурной компетенции в составе  коммуникативной. Коммуникативные ошибки  приводят к некорректной интерпретации общекультурных и специальных текстов, неадекватной интерпретации информации, неумению воплощать коммуникативную функцию в речи.

Характеризуя международное студенчество университета, необходимо отметить:

Исходя из этого задачей университета, принимающего на обучение иностранных студентов,  является создание необходимых организационных, методических, социальных условий для развития их коммуникативной активности, диалогового обучения, в процессе которого происходит более успешное и динамичное усвоение русского языка, овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками.

В Институте международного образования и языковой коммуникации накоплен некоторый опыт по развитию учебно-коммуникативной активности иностранных студентов. Эта деятельность базируется на следующих принципах [2]:

Как реализуются эти принципы в деятельности ИМОЯК?

Во-первых, в Университете создана и функционирует модель международного образования, обладающая большим адаптационным потенциалом. В рамках этой модели происходит  щадящий процесс академической, культурной, физиологической адаптации у значительного числа студентов,а такжеправовая защищенность исохранность контингента.

Во-вторых, привлеченные к учебному процессу преподаватели развивают этно-педагогические компетенции в рамках курсов повышения квалификации, методических семинаров, действующих на кафедрах ИМОЯК. Студенты, обучаясь в мультикультурных группах и участвуя в научной, общественной жизни университета, развивают культуру общения. С помощью преподавателей, кураторов постигают этические и поведенческие традиции россиян. Это позволяет избежать коммуникативного шока, с которым зачастую сталкиваются иностранные студенты, адаптационные практики которых ограничены коротким временем.

В-третьих,  важнейшее значение в деятельности ИМОЯК придаётся внеучебным мероприятиям, в рамках которых происходит весьма плодотворная коммуникация молодёжи. Среди таких мероприятий следует назвать, прежде всего, регулярные круглые столы иностранных и российских студентов; ежегодные научные конференции иностранных студентов и аспирантов; ежегодный Всероссийский Смотр научных и творческих работ иностранных студентов и аспирантов на базе Университета. Оказывается организационно-методическая и материальная поддержка студенческих организаций, клубов по интересам, гуманитарных студенческих проектов.

Неформальный характер, большая заинтересованность студентов в этих мероприятиях, их высокий имиджевый потенциал, внимание со стороны российской и международной общественности, - всё это доказывает необходимость развития подобных форм коммуникации.

Эффективность деятельности ИМОЯК в сфере развития учебно-коммуникативной активности иностранных студентов подтверждают результаты: ежегодно около 15% иностранных студентов ТПУ участвует в олимпиадах университетского, всероссийского и международного уровня, причем третья часть из них занимает почетные призовые места.  Более 30 % студентов выступает с докладами на студенческих научных конференциях. Только за последние годы (2006-2009 гг.) 14 иностранных студентов ТПУ получили стипендию губернатора Томской области, 15 – стипендию Ученого Совета университета и Института. Процент отчисления не превышает  1-3 %.  В 2008/2009 г. 39 % иностранных выпускников ТПУ получили дипломы с отличием.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ