УДК 378.14:159.953.5

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОДЕЗИЯ»
ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

В.М. Передерин

Томский политехнический университет
E-mail krets@tpu.ru

 

Обоснованы причины недостаточной эффективности обучения иностранных студентов по общепрофессиональной дисциплине «Геодезия» и показаны пути повышения эффективности качества их обучения путем более рационального использования учебно-методического материала по дисциплине.

Геодезия в ТПУ преподается небольшому числу студентов-геологов (3-5 человек) с недостаточным знанием русского языка (8-9 месяцев языковой подготовки). Тем не менее очевидно, что включение их в поток русских студентов на первом курсе нецелесообразно из-за недостаточного владения русским языком, плохого восприятия на слух лекционного материала в обычном для русских студентов темпе. Для того чтобы добиться эффективности в обучении иностранных студентов необходимо использовать другой подход.

  1. В процессе чтения лекций необходимо периодически задавать вопросы студентам для оценки понимания темы предмета по языку и по смыслу, что невозможно в потоке, состоящем из 4-5 групп русских студентов плюс иностранные студенты.
  2. Перед каждой лекцией студентам, с нашей точки зрения, желательно давать «раздаточный» материал, включающий рисунки или схемы по теме, а также ключевые слова, что значительно облегчит понимание содержания лекции. Такой подход позволит иностранным студентам не отвлекаться на вычерчивание схемы, а следить за изложением, не тратить время на запись кириллицей со слуха хотя бы ключевых понятий материала, а сосредоточить внимание на усвоении сути предмета. Эффективность использования «раздаточного» материала проверена автором трех летним опытом преподавания дисциплин «Геодезия» и «Геология» в национальном университете Эфиопии на английском языке, который являлся языком обучения для студентов.
  3. Каждая лекция (кроме вводной) должна сопровождаться вопросами к студентам с целью проверки усвоения предыдущих лекций и выполнения самостоятельной работы студента дома, что невозможно осуществить в большом потоке.
  4. При выполнении лабораторных работ в составе от 3 до 8 студентов (а не 12-15 в подгруппе!) ведётся индивидуальная работа с каждым студентом, что значительно повышает уровень освоения важной для геологов дисциплины.

На кафедре ТХНГ подготовлен оптимальный учебно-методический материал по дисциплине «Геодезия», в которую входят:

  1. Учебное пособие «Основы геодезии и топографии» с грифом УМО, специально-подготовленное для геологов на основе читаемых для них лекций.
  2. Рабочая тетрадь для выполнения лабораторных (практических) и домашних работ, которую желательно издать для иностранных студентов ИМОЯК.
  3. Комплект заданий для выполнения расчётно-графических работ в лаборатории и самостоятельно дома.
  4. Предлагаемый «раздаточный материал» разрабатывается и может быть также издан для иностранных студентов ИМОЯК.
  5. Есть необходимость подготовить и издать по дисциплине «Геодезия» для иностранных студентов краткий толковый словарь с изображением в виде рисунков и фотографий (малого формата), описываемых в лекциях и лабораторных работах объектов (приборов, схем их устройства, условных знаков топографических карт, элементов рельефа и т. д.).
  6. Используются в учебном процессе и учебно-методические материалы, изданные кафедрой: рабочая программа дисциплины, рабочая программа учебной геодезической практики, различные методические указания.

Сведения об авторе: Велиор Митрофанович Передерин, доцент каф. ТХНГ ИГНД

Телефон для справок: 89095485608
Передерин Велиор Митрофанович, доцент каф .ТХНГ ИГНД
E-mail :krets@tpu.ru