УДК 378.146

РАЗРАБОТКА КОМПЬЮТЕРНЫХ КОНТРОЛЬНО-ОБУЧАЮЩИХ СИС
ТЕМ ДЛЯ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО БЛОКА

Е. В. Молнина
Юргинский технологический институт (филиал)
Томского политехнического университета,
E - mail : molnina @list . ru

 

На основании анализа методов тестирования предложен и программно реализован в среде программирования Delphi 7.0. и в среде дистанционного обучения Moodle многоуровневый метод контроля знаний. В автоматизированной системе многоуровневого контроля знаний студентов по гуманитарным дисциплинам возможен выбор метода тестирования (одноуровневое на основе двоичной логики или многоуровневый на основе нечёткой логики), анализ испытания по нескольким критериям, предоставление статистических данных. Ведутся разработки по созданию комплексной компьютерной контрольно-обучающий сис темы для дисциплин гуманитарного блока как для очной, так и дистанционной форм обучения.

Возможное решение проблемы оценки знаний студентов (особенно по дисциплинам гуманитарного блока) автор видит только при комплексном подходе, посредством разработки компьютерной контрольно-обучающией сис темы оценки знаний студентов, которая должна состоять как минимум из двух основных компонентов (в дальнейшем число компонентов по мере сложности решаемой задачи может быть увеличено):

• Автоматизированная система многоуровневого контроля знаний студентов по гуманитарным дисциплинам (входной, промежуточный и итоговый контроль знаний);

•  Система оценки выполнения задания (контрольной, реферата) по заранее заданной теме.

Среда,   разрабатываемая автором будет являться инструментом для анализа содержания текстов и должна предоставлять пользователю следующие основные возможности:  анализ содержания текста с автоматическим формированием семантической сети с гиперссылками - получения смыслового портрета текста в терминах основных понятий и их смысловых связей; автоматическое реферирование текста - формирования его смыслового портрета в терминах наиболее информативных фраз; ранжирование всех видов информации по «степени значимости. 

На сегодня разработан первый блок автоматизированной системы: на основании анализа методов тестирования предложен и программно реализован в среде программирования Delphi 7.0. и в среде дистанционного обучения Moodle многоуровневый метод контроля знаний. Многоуровневый метод контроля знаний позволяют исключить элемент угадывания верного ответа и имитировать дополнительные вопросы преподавателя, когда он сомневается в том, действительно ли студент знает материал. Каждый последующий уровень вопросов «уточняет» ответ, данный на предыдущем уровне.

Вопросы – ответы первых двух уровней организованы на основе модели нечёткого оценивания знаний, последний уровень – на основе классической двоичной логики с однозначным ответом. От каждого из ответов первого уровня, имеющих четыре значения: «пра вильно», «не совсем правильно», «неточно», «неправильно» идет своя логическая цепочка подсчёта баллов на протяжении последующих уровней. Модель нечеткого оценивания зна ний как методологический базис автоматизации педагогического тестирования основана на теории не четкой логики. Метод нечеткого оценивания знаний имеет следующий недостаток : в методике не обоснованы и учтены допущения о случайности угадывания ответов. Для решения данной проблемы и был предложен многоуровневый метод тестирования, на базе которого разработана автоматизированная система контроля знаний.

df

Рис.1. Схема раздела многоуровневого теста,
(где В.1, В.2, В.3 - вопросы первого, второго и третьего уровня.)

Автоматизированная система контроля знаний студентов ЮТИ ТПУ состоит из трёх модулей:

•  модуль подготовки тестов (TestAdmin) ;

•  модуль с истемы тестирования ( TestComplex );

•  модуль контроля выполнения теста и обработки результатов ( TestResult ).

Среда дистанционного обучения Moodle поддерживает множество собственных форм взаимодействия, выводящих учебный процесс совершенно на другой уровень эффективности. Moodle можно использовать как для стандартного дистанционного, заочного обучения, так и для поддержки очного обучения или проведения тестирования. В данный момент автором реализован многоуровневый метод тестирования.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

•  Рудинский И.Д. Модель нечеткого оценивания знаний как методологиче­ский базис автоматизации педагогического тестирования // Информационные техноло­гии. –2003. –№9. – С. 46–51.

• Официальный сайт сообщества русскоязычных преподавателей, использующих Moodle [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.infoco.ru .

•  Молнина Е.В. Ди станционное образование как составляющая процесса формирования единого образовательного пространства// Открытое образование. – 2006. – №3. –С. 21 – 23.

•  Молнина Е.В. Поиск путей решения проблем автоматизации контроля знаний студентов по гуманитарным дисциплинам//Альманах современной науки и образования. Тамбов. Изд. Грамота. – 2007. – №5 (5). – С. 146 – 148.

•  Молнина Е.В. Многоуровневая организация автоматизированного контроля знаний как способ исключения элемента угадывания ответов//Альманах современной науки и образования. Тамбов. Изд. Грамота. – 2008. – №10 (17) . – 117 – 119.

Сведения об авторах: Е.В. Молнина, Юргинский технологический институт (филиал) Томского политехнического университета, старший преподаватель кафедры Информационных систем.

Тел. : (38451)- 6-49-42

e - mail : molnina @ list . ru .

Ключевые слова: