КРИТЕРИИ СООТВЕТСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
В ОБЛАСТИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ

 

Чучалин А.И., Минин М.Г., Боев О.В.

 

Для восстановления и развития российской промышленности необходимы специалисты с новым креативным подходом к решению задач организации высокотехнологичного производства. Процесс подготовки таких специалистов должен выражаться как в обновлении содержания профессионального образования, так и в его стандартизации, а так же в обеспечении академической мобильности студентов между образовательными учреждениями. Подобные явления переживаются большинством стран мира. Важное место в этих процессах отводится введению новых образовательных стандартов. Во многих странах введены и регулярно обновляются национальные образовательные стандарты – как комплекс четко обозначенных нормативных требований к содержанию учебных программ, т.е. как обязательный минимум знаний и умений (компетентностей), которыми должны овладеть обучаемые. Но все это, в основном, относится к стандартам общего образования. Стандартов же высшего профессионального образования, как таковых, в европейской системе образования мы не обнаружили.

Одним из основных мероприятий Программы развития ТПУ как национального исследовательского университета в 2009-2018 гг. запланировано «Создание образовательной среды мирового уровня и генерирование профессиональной элиты в области ресурсоэффективных технологий….». Целевым показателем оценки эффективности реализации данного мероприятия является «Доля основных образовательных программ по приоритетным направлениям развития, включая магистерские программы, согласованных с международными стандартами (14% в 2010 г., 45% в 2018 г.)».

Что подразумевается под международными стандартами пока остается непонятным. Весьма близко по формату образовательных стандартов могут подойти к решению поставленных задач, требования авторитетной европейской ассоциации инженерных организаций FEANI [1]. Она обладает возможностью присвоения звания «Европейский инженер» и формулирует высокие требования к претендентам:

  1. Понимание сущности профессии инженера;
  2. Наличие высокого уровня понимания принципов инженерии;
  3. Общие знания об инженерной деятельности;
  4. Способность применять соответствующие теоретические и практические методы к анализу и решению инженерных проблем;
  5. Умение использовать существующие и перспективные технологии;

и др., всего их двенадцать.

В настоящее время FEANI совместно с европейской организацией EUROCADRES разрабатывает требования к выдаче особого документа European Professional Engineering Card (карты европейского профессионального инженера) на основе стандартов EUR-ACE, которые могут явиться для нас прообразом международных стандартов. Эти стандарты разработаны на основе дублинских дискриторов, описывающих требования к квалификациям специалистов. При этом знания рассматриваются как результат усвоения информации через обучение. Умения определяются как способность применять знания для решения задачи и проблемы.

Нет необходимости приводить требования EUR-ACE, достаточно подробно они изложены в монографии «Проектирование магистерских программ на основе планирования компетенций специалистов» под редакцией проф. Чучалина А.И.[2]

Томскому политехническому университету, на наш взгляд, следует на основе своей Миссии, международного опыта в области интернационализации образования и развития инженерной педагогики определить для себя критерии соответствия основных образовательных программ в области техники и технологий международным стандартам. Ниже для обсуждения предлагается ряд таких критериев.

  1. Соответствие структуры и номенклатуры образовательных программ мировой практике (bachelor – master, electrical engineering, mechanical engineering ит.д.).
  2. Компетентностный подход, ориентированный на результаты обучения (outcome-based approach), к проектированию, реализации и оценке качества образовательных программ.
  3.  Использование кредитно-рейтинговой системыи шкалы оценок, совместимых с зарубежными аналогами (ECTS, A-F).
  4. Асинхронная организация образовательного процесса и индивидуализация обучения (student-centred education), соответствующие мировой практике.
  5. Применение личностно - ориентированных педагогических технологий, стимулирующих самостоятельную работу студентов (learning VS teaching), согласно глобальной тенденции развития высшего образования.
  6. Соответствие образовательных программ международным критериям оценки качества и аккредитации (Washington Accord, EUR-ACE).
  7. Реализация образовательных программ в соответствии с международными рекомендациями в рамках Болонского процесса  (StandardsandGuidelinesforQualityAssuranceintheEuropeanHigherEducationArea).
  8. Управление процессами, обеспечивающими реализацию образовательных программ, на основе международных стандартов  (ISO 9001:2008, IWA 2:2007

После обсуждения и уточнения представленных выше критериев целесообразно их утвердить, создать нормативную базу и разработать план поэтапного приведения образовательных программ университета в соответствие с международными стандартами как этого требует Программа развития ТПУ на 2009 – 2018 гг.

Важно отметить, что выполнение указанных выше критериев означает соответствие основных образовательных программ международным стандартам «de facto». Для признания этого факта «de jure» требуется формальная аккредитация образовательных программ соответствующей уполномоченной общественно-профессиональной организацией с применением международных критериев Washington Accord или EUR-ACE. В стране такой организацией является Ассоциация инженерного образования России.

Выпускники аккредитованных с применением международных стандартов Washington Accord или EUR-ACE образовательных программ могут впоследствии претендовать на международную сертификацию и регистрацию как профессиональные инженеры в EngineersMobilityForumилиFédérationEuropéennedAssociationsNationalesdIngénieurs, соответственно. Это означает, что для выпускников ТПУ существует реальная возможность стать международно-признанной «профессиональной элитой», как запланировано в Программе развития ТПУ на 2009 – 2018 гг.

 

Литература:

  1. Корпоративное управление вузом: учебное пособие/под ред. А.И.Чучалина.- Томск: Изд-во ТПУ, 2008. – 416с.
  2. Боев О.В., Коростелева Е.Н., Чучалин А.И. Проектирование магистерских программ на основе планирования компетенций специалистов/Под ред. А.И.Чучалина: Томск: Изд-воТПУ, 2007.-63с.