Интерактивные методы обучения гуманитарным дисциплинам
на основе компетентностного подхода
(опыт дистанционного образования).

Н.Н. Макарова
Томский политехнический университет
E-mail: maknat.52@mail.ru

 

Дистанционное обучение – это образовательный процесс при отсутствии непосредственного личного контакта преподавателя и студентов. Дистанционными считают и обучение по переписка при помощи почты, и интерактивные телевидеокурсы, и виртуальное общение наставника и студентов через интернет.

В центре образовательного процесса в виртуальной обучающейся среде находится обучаемый. Это процесс двойственный и смысл его состоит в том, что студент напрямую получает информацию и работает с ней, общается с преподавателем, ощущая себя активным участником процесса обучения. Для преподавателя в процессе учебного общения необходимо рассматривать студента, а не себя в качестве центрального звена обучающей среды. Преподаватель обеспечивает источниками информации, направляет образовательный процесс, стимулирует познавательный процесс, задает параметры ожидаемых результатов, контролирует степень усвоения учебного материала.

Учебные материалы для дистанционных курсов разрабатываются по специальным методикам, в соответствии с их содержательными особенностями: они должны компоноваться небольшими блоками. Ключевым принципом дистанционного образовательного процесса должен стать принцип интерактивности. Интерактивные методы в обучении имеют определенное отличие от традиционных методов. Во-первых, если в традиционном подходе к образованию истина известна преподавателю и он ее преподает , то в случае интерактивного обучения – преподаватель и студенты, исследователи, партнеры по деятельности. В центре внимания традиционного подхода – содержание образования, а интерактивный подход предполагает, что форма и содержание взаимосвязаны, и с помощью определенных форм можно обучать лучше и качественнее.

Именно интерактивные подходы к обучению делают возможным формирование и присвоение студентами определенных компетенций. В понятии компетенции сочетаются требования базовых знаний и необходимых навыков и умений деятельности специалиста, а также способность применить данные качества в социальной деятельности. Компетентностный подход в образовании требует не только и не столько традиционного содержания образования, сколько умения применять и использовать знания, умения и навыки в деятельности. В системе дистанционного образования существует ряд форм, которые позволяют студентам присваивать данные компетенции на протяжении образовательного процесса, в том числе и в обучении гуманитарным дисциплинам. Такими формами могут служить деловая игра, работа с рабочими тетрадями и модерация.

Деловая игра в курсе «Социология» предполагает разработку и проведение социологического исследования по темам, определенным самими студентами. При получении задания на исследование студент обсуждает проблему исследования, ставя ее совместно с преподавателем и получает необходимый список литература по процедурам построения программы и проведения исследования. В процессе работы студент ведет исследовательскую деятельность самостоятельно, обращаясь к преподавателю за консультациями в случаях затруднений, и представляя результаты своей работы для контроля поэтапно. В данной ситуации деловой игры студент развивает исследовательскую компетенцию, коммуникативную, концептуальную и проектно-целевую, так как сам ставит тему работы, ставит цели и задачи работы, следует определенным методам и алгоритмам.

Работа с рабочими тетрадями позволяет студентам осуществлять самоконтроль в процессе изучения курса гуманитарных дисциплин. Рабочие тетради по социологии, психологии, педагогике, психодиагностике разработаны на кафедре социологии ТПУ ведущими преподавателями – методистами и рассылаются электронной почтой для всех филиалов и представительств вуза. Консультации по заполнению рабочих тетрадей студенты могут получить в интерактивном режиме при запросе по интернету либо при непосредственном визите преподавателя в консультационные пункты представительств. Работа с рабочей тетрадью побуждает студента обращаться к методическим материалам, а также использовать дополнительную литературу.

Успешная модерация предполагает совместную работу преподавателя и студентов в двух вариантах: либо непосредственно в консультационных пунктах при проведении коллоквиумов с предварительной подготовкой студентов, либо в режиме виртуальной конференции или виртуальной групповой дискуссии.

Дистанционное обучение, особенно когда оно используется в сочетании с традиционными формами, резко увеличивает нагрузку преподавателя, повышая ее интенсивность. Но одновременно оно значительно расширяет творческие возможности образовательного процесса, позволяет идти в ногу со временем, максимально используя технические возможности и информационные ресурсы современного вуза.

 

Список использованных источников.

 

1.Компетентностный подход в образовании. Хрестоматия – путеводитель. Авторы-составители Н.Л.Егорова, А.В. Коваленко. – Томск: РЦРО. 2006г.

2. О.П.Окопелов «Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве». // Информатика и образование, 2001. №3