Организация самостоятельной работы студентов
по дисциплине английский язык

А.К. Майер, А.А. Фрицлер

Томский политехнический университет

E-mail rdz@tpu.ru

О . А . Чалмова

Институт финансового анализа и аудита

 

Существует много приёмов и способов повышения эффективности освоения английского языка. Одним из них является активизация самостоятельной работы студентов. Мы предлагаем использовать для этих целей учебный комплект «Курс английского языка» [1], которому присвоен гриф Министерства образования России. В учебный комплект входят учебное пособие, рабочая тетрадь, видеоуроки и аудиозаписи на CD , двусторонние карточки английских слов и часто употребляемых выражений с переводом на русский язык.

Учебный комплект позволяет освоить английский язык в объёме знаний, соответствующему международному сертификату Key English Test .

Самостоятельное изучение английского языка обеспечивается:

•  комментариями на русском языке;

•  достаточно большим объемом видео - и аудиозаписей, озвученных квалифицированными носителями языка;

•  ключами к заданиям и тестам;

•  двусторонними карточками английских слов и часто употребляемых выражений с переводом на русский язык.

Опора на русский язык особенно необходима для студентов, начинающих изучать английский язык, а также для студентов, которые по каким-либо причинам пропустили ряд учебных занятий и отстали от программы [2].

Опыт работы показывает, что в смешанных группах нередко наблюдается снижение мотивации к обучению у студентов с «нулевым» или низким уровнем владения иностранным языком. Как следствие, возникает противоречие между потребностью учащихся овладеть стандартными навыками и умениями и практикой преподавания, ориентированной на «выравнивание» группы. Формирование групп обучающихся с разным уровнем базовой языковой подготовки, несомненно, препятствует эффективному обучению иностранным языкам.

Для изучения иностранного языка рекомендуется формировать группы студентов с примерно одинаковым уровнем знания языка, а расписание занятий составить по поточному принципу, при этом поэтапное освоение иностранного языка должно сопровождаться аттестацией знаний студентов после завершения каждого этапа.

Специфика овладения иностранным языком на начальном уровне предполагает активное, интенсивное формирование базовых языковых компетенций. Это достигается за счет комплексного подхода к организации учебного процесса.

Следует обратить внимание на способы повышения эффективности изучения английского языка, изложенные в учебном комплекте.

В первую очередь это относится к необходимости ежедневного выполнения видеоуроков по предлагаемой методике.

Каждый раз перед выполнением видеоурока осуществляется психологическая подготовка. Она занимает 3-4 минуты, но повышает эффективность любой творческой работы и, в частности, запоминания иностранной лексики.

В процессе выполнения видеоуроков студент видит на экране монитора или телевизора английские слова и часто употребляемые выражения, причем с транскрипцией и переводом, слушает, как их произносит диктор - носитель языка и повторяет. Запоминание происходит за счет зрительной, слуховой и моторной памяти.

Двусторонние карточки английских слов и часто употребляемых выражений имеют несколько назначений. Прежде всего, они нужны для контроля усвоения лексического материала. Для этого каждый раз после выполнения видеоурока следует просмотреть карточки данного урока, не проговаривая слова и часто употребляемые выражения, т.к. студент проговорил их в процессе выполнения видеоурока. Карточки со знакомой лексикой откладываются в одну сторону, а с незнакомой (когда пришлось смотреть перевод на обратной стороне) - в другую. По количеству карточек в одной из сторон можно судить о скорости запоминания лексического материала.

Помимо визуального канала в процессе работы с карточками задействуется моторика обучающегося (надавливание на кончики пальцев), т.е. включается один из наисерьезнейших перцептивных каналов, который облегчает человеку процесс обучения и усвоения нового.

С помощью двусторонних карточек можно также осуществить креативный, игровой подход в изучении лексического материала.

Одной из подобных игровых форм является «лексическая цепочка»: преподаватель формирует две команды и предлагает каждой из них «раскрыть» свою лексическую цепочку, т.е. игроки по цепочке берут карточки и говорят английский ( или русский, в зависимости от установок урока) вариант, который скрыт на обороте. Разумеется, условия и формы игры можно менять.

Двусторонние карточки интересны еще и тем, что позволяют преподавателю учитывать специфические особенности индивида или группы обучающихся и творчески подходить к учебному процессу.

Достигнуты хорошие результаты с использованием учебного комплекта «Курс английского языка» [1] в Институте международного менеджмента ТПУ, на Радиофизическом факультете, Механико-математическом факультете и Факультете прикладной математики и кибернетики ТГУ. Студенты этих факультетов изучали английский язык в часы аудиторных занятий и самостоятельно.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Неклюдова А.В., Майер А.К., Фрицлер А.А., Болсуновская Л.М., Чалмова О.А. и др. Курс английского языка. Части 1,2 / Учебное пособие. Рабочая тетрадь. Видео - и аудиозаписи на CD . Двусторонние карточки английских слов и часто употребляемых выражений с переводом на русский язык. Томск: Изд-во Томского университета, 2004 г. (часть 1), Изд-во Томского политехнического университета, 2006 г. (часть 2)

  1. Майер А.К., Фрицлер А.А., Чалмова О.А. Активизация самостоятельной работы студентов при обучении английскому языку //Прикладная филология и инженерное образование: 4-я Международная научно-практическая конференция в 2-х частях - Томск, ТПУ. - 7-10 февр. 2006. - Томск: Изд. ТПУ. - 2006 - Т. 1. - c. 345-348.