ПРИМЕНЕНИЕ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ
«ДЕТАЛИ МАШИН И ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ»

Н.А. Логвинова
Юргинский технологический институт (филиал) Томского политехнического университета
E-mail: nat_log@mail.ru

 

Рассмотрены недостатки традиционной системы контроля. Проведен анализ важности самоконтроля в учебном процессе. Представлена новая методика для самостоятельного контроля знаний.

«Детали машин и основы конструирования» является одной из ведущих и старейших дисциплин общеинженерной подготовки и непрерывно развивается с прогрессом науки и техники. Благодаря применению ЭВМ изменился характер проектирования, возросли точность и значимость расчетов. Данное обстоятельство актуализирует проблему исследования различных методик по эффективному изучению и усвоению дисциплины.

Одним из направлений в нашем исследовании является изучение и анализ существующих методов контроля знаний. Целью контроля является регулярная, объективная и достоверная оценка качества и «количества» усвоения. Это важно как для преподавателей, так и для студентов. Первым оно помогает совершенствовать учебный процесс, вторым – свою познавательную деятельность. Из опыта работы ряда образовательных учреждений можно утверждать, что существующая система контроля не обеспечивает достижения её основной цели. К недостаткам системы можно отнести следующее:

•  применяемые модели и технологии традиционного контроля (контрольные работы, устные и письменные опросы) не обладают достаточной объективностью и диагностичностью;

•  каждым преподавателем разрабатывается своя система проверочных заданий и измерителей, поэтому понятие «качество образования» трактуется достаточно произвольно;

•  полученная в ходе контроля информация используется преимущественно преподавателем, для оперативного управления образовательным процессом, тем самым, понижая роль самооценки студента;

•  итоги контроля становятся известными через сутки и более, что приводит к снижению производительности и эффективности обучения;

•  постоянный контроль со стороны преподавателя приучает студента к безответственности: его ошибки обнаруживает преподаватель, а не он сам.

Проанализировав выше изложенное, мы предлагаем ввести изменения в традиционной системе контроля, основанные на повышении роли самоконтроля. Ведь понимание студентом учебного материала происходит не во время первичного восприятия, а при самостоятельной работе с применением изученного на примерах и задачах. То есть дать студенту возможность самостоятельно контролировать, оценивать и корректировать свою познавательную деятельность. Предлагаемая нами методика предназначена для текущего самоконтроля с помощью тестов.

Текущий контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением закрепляемым повторением и применением учебного материала. Тестирование, в свою очередь, одна из наиболее технологичных форм проведения контроля. Оно дает возможность оперативного получения информации о степени усвоения знаний и умений, наглядно отображает динамику усвоения учебного курса, позволяет вовремя выявить направления для корректировки знаний и умений, повышает мотивацию у студентов за счет более полной информации о собственных достижениях.

Сущность методики заключается в том, что создается база тестов вместе с вариантами ответов. Ответы идут с подробным описанием, какие из них правильные, а какие нет и почему. Тестовые задания раздаются студентам в начале изучения курса для самоконтроля в двух вариантах:

1 – в электронном виде (в качестве тестирующей компьютерной программы);

2 – в бумажном виде (в качестве методических указаний). Это связано с тем, что компьютер пока остается дорогим техническим средством.

Самостоятельный поиск ответа, выработка своих приемов поиска ошибок поможет студентам развивать оптимальную для себя скорость обучения, которая не будет, сдерживается проверяющими преподавателями. С нашей точки зрения эта методика будет более эффективна по сравнению с обычным тестированием тем, что она позволяет усваивать изученный материал, теперь уже по средствам конкретных вопросов и аргументированных ответов. Тем самым, студент сможет освежить в памяти пройденную тему и закрепить ее путем ознакомления с комментариями ответов. Знание результатов тестирования по отдельным темам дисциплины позволит студентам спрогнозировать свою возможную итоговую оценку и, при желании, предпринять усилия для ее повышения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

•  Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критерия качества усвоения знаний // Сов.пед. 1968, №4. – 52 с.

•  Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М. 1995 – 336 с.