НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Н.А. Логвинова, Е.Г. Фисоченко
Юргинский технологический институт (филиал) Томского политехнического университета
E-mail: efisoch@mail.ru

 

Проанализированы современные виды НИРС. Представлена научно-исследовательская работа студентов, организованная на кафедре МиИГ ЮТИ ТПУ. Сделан вывод о том, что студенты в ходе данной работы приобретают ценный опыт для дальнейшей учебной, научной и практической деятельности.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одной из важнейших форм учебного процесса. Её выполнение способствует достижению основной цели обучения – подготовке высококвалифицированных специалистов.

НИРС является системой, сочетающей как обязательные (учебные), так и необязательные (внеучебные) занятия, главная задача которых – обеспечение участия каждого студента в научно-исследовательской работе и получение более глубоких и прочных знаний по дисциплинам. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные качества как творческое мышление, ответственность, умение отстаивать свою точку зрения, самостоятельность, самокритичность, организация своего труда. В дальнейшем это будет способствовать развитию успешной профессиональной деятельности.

Основными задачами НИРС являются:

1. обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда для творческого усвоения учебного материала, а также для применения в будущей практической деятельности;

2. стимулирование студентов к самостоятельной работе и обучению, а так же проведение собственных научных исследований под руководством научных руководителей в период производственной практики, а также при выполнении курсовых и дипломных работ.

Для решения вышеперечисленных задач, в настоящее время, используются два основных вида НИРС.

1. Учебная научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами. К этому виду НИРС можно отнести рефераты, расчетно-графические работы, курсовые работы, курсовые проекты, выполняемые в течение всего срока обучения в ВУЗе, а так же дипломную работу. Во время выполнения данных работ студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству, учится работать с научной литературой, приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. На первоначальных этапах обучения выполнение заданий в виде рефератов и расчетно-графических работ не представляет большого труда для студентов. Но по мере обучения, сложность заданий (курсовые работы и проекты) увеличивается, и выполнение работы постепенно превращается в творческий процесс. Так, повышая с каждым годом требования к выполняемым работам, ВУЗ способствует развитию студента, как исследователя, делая это практически незаметно и ненавязчиво для него самого.

2. Исследовательская работа сверх требований, предъявляемых учебными планами. Такая форма НИРС наиболее эффективно развивает исследовательские и научные способности. Студент имеет достаточный уровень развития, чтобы самостоятельно отслеживать новинки литературы и быть в курсе изменений, происходящих в выбранном им научном направлении. Результаты своей работы он может представить на научно-практических конференциях и принимая участие в конкурсах различных уровней. Это особо важно, т.к. для развития науки необходимы свобода критики, творческие дискуссии, обмен и борьба мнений.

Исследовательской работой студентов сверх требований, предъявляемых учебными планами, воспользовались на кафедре механики и инженерной графики Юргинского технологического института для лучшего усвоения дисциплины «Детали машин и основы конструирования». Данная дисциплина является заключительной в списке общетехнических дисциплин кафедры. Студентам третьего курса было предложено поучаствовать в разработке банка 3 D моделей типовых элементов изделий машиностроения. В дальнейшем этот банк будет служить основой для создания виртуальных лабораторных работ по дисциплине.

Некоторые фрагменты из данной работы представлены на рисунке 1.

sd    as    f

Рис. 1. Пример электронного банка 3 D моделей типовых элементов изделий машиностроения

Работа, выполняемая студентами, являлась стимулирующим фактором для их самостоятельного обучения. При выполнении этой работы студенты научились:

Из выше сказанного можно сделать вывод, что научная работа способствует развитию самостоятельности, студенты приобретают ценный опыт для дальнейшей учебной, научной и практической деятельности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

•  Алешина Л.А., Логинова С.В. Привлечение студентов младших курсов к научно-исследовательской работе [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.mstu.edu.ru/publish/conf/11ntk/section6/section6_16.html