УДК 536.2(076)  

РОЛЬ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ 
 СТУДЕНТОВ  ПРИ ИЗУЧЕНИИ  ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН

   В.С. Логинов
                                           Томский политехнический университет
    E-mail  loginovvs@tpu.ru

 

Рассмотрены различные пути реализации самостоятельной работы студентов. Сделаны выводы о том, что в современных условиях жизни важно создать студенту условия для плодотворной творческой их учебы.

За последние 20 лет перестройки страны волна различных реформ докатилась и до системы высшего политехнического образования. Введены платные образовательные услуги. За счет сокращения аудиторных часов на изучение специальных дисциплин увеличены часы на изучение иностранных языков и на гуманитарные дисциплины. Например, на английский язык отводилось больше времени, чем на изучение высшей математики и физики.

Многие студенты вынуждены искать постоянную подработку на стороне, так как сегодняшняя стипендия ниже прожиточного уровня. Иными словами приходиться вертеться всем, чтобы выжить в это непростое время. С высоких трибун средств массовой информации нас заверяют, что все будет хорошо, только надо потерпеть.

В этой связи важна организация самотоятельной работы конкретного студента, которую, исходя из нашего опыта, можно вести  несколькими путями. Кратко остановимся на некоторых из них.

В 70 – 80 годы прошлого столетия по инициативе заслуженного деятеля науки и техники РФ, профессора, д.т.н. И.К. Лебедева автору было поручено проведение самостоятельной работы (САМПО) студентов – парогенераторостроителей по дисциплине «Теоретические основы телотехники». Она проходила по четвергам в 406 аудитории 4-го корпуса с 17 часов до 21 часа одновременно для трех групп студентов. Это была колосальная психолого-педагогическая нагрузка для преподавателя. Иван Кириллович строго следил за выполнением этого поручения.

Не реже одного раза в месяц он проводил педсовет преподавателей с разбором всех полетов с рекомендацией устранения допущенных в работе недочетов. Проведение таких САМПОи защит были полезны студентам, так как часто обнаруживались одни и те же ошибки при ответах. В таких случаях приходилось приостанавливать защиту и переходить к анализу допущенных ошибок. В основном они были связаны с размерностью физических величин. Студент правильно запишет выражение для нахождения, например, теплоты, а после подстановки термодинамических парметров получает результат, имеющий мягко говоря, размерность типа “редька деленная на пшеницу”. Защиты домашних заданий состояли не в том, чтобы студенты “вызубрили” определения и названия термодинамических и тепловых процессов, а научились после решения конкретной задачи проверить ее другим путем и сформулировать инженерный вывод.

Второй путь – индивидуальная самостоятельная работа студента, пропустившего лекцию, практическое занятие. Такому студенту выдается на дом 4 задачи из “любимых” задачников по теплотехнике по пропущенной теме, которые студент обязан  решить в отдельной тетради (она хранится им долгие годы) и защитить. Многие выпускники через 25 лет после окончания ТПИ с теплотой вспоминают об этих задачах, которые действительно помогали им при выполнении профессиональных заданий. Именно поэтому они направляют своих детей учиться только на ТЭФ в ТПУ (ТПИ).

Третий путь это тяжелая в жизни дорога. На этом пути овраги и ухабы подстерегают каждого из нас. Мало ли в жизни на это причин. В свое время по решению ученого Совета ТПИ был организован факультет дополнительной подготовки, задачей которого являлась помочь студенту любого факультета устроиться на работу в ТПИ и ликвидировать академическую неуспеваемость за один учебный год. Должен честно сказать,что все студенты, направленные деканами на ФДП, успешно справились с поставленной перед ними задачей и закончили наш институт. Это был факультет по сохранению контингента студентов в институте.

Четвертый путь – самостоятельно готовиться к профессиональной деятельности, начиная с младших курсов, в период прохождения первой производственной практики, приобретя рабочую профессию: машинист (оператор, кочегар) парового или водогрейного котла, слесарь теплотехнического оборудования, машинист обходчик турбин, слесарь КИПа, лаборант по химводоподготовке.

Пятый – коммерческий путь для одаренных студентов. Он связан с выполнением заданий, которые поступают от предприятий,различные гранты и т.д. Такие задания могут быть использованы в качестве тем курсовых, выпускных квалификационных работ, магистерских и аспирантских диссертаций.