УДК 378

100 вопросов по реализации магистерской подготовки

В.М. Лисицын
Томский политехнический университет
E-mail lisitsyn@tpu.ru

 

В докладе приведен перечень вопросов по реализации магистерской подготовки в ТПУ, которые сформулированы на основе опыта работы с магистрантами, разработки нормативной документации по организации процесса обучения в университете.

Введение магистерской программы в системе высшего образования в целом представляется положительным явлением. Появление нового образовательного уровня увеличивает число возможных траекторий получения образования, что особенно важно для высшего профессионального образования. Однако введение магистерской подготовки в естественно консервативную систему образования встречает множество препятствий. 15-летний опыт внедрения магистерской подготовки в ТПУ является хорошей базой для выявления проблем, которые необходимо разрешить для её развития, совершенствования. Настоящий доклад имеет целью сформулировать наиболее существенные, по мнению автора, вопросы, ответы на которые  следует найти как можно скорее.

Начнем с проблем набора для обучения в магистратуре. Нужно выбрать лучших: магистратура как один из высших уровней образования формирует во многом имидж университета, может стать одним из основных звеньев научно-производственной деятельности университета и т.д. Как же организовать отбор среди своих выпускников? Делать ли этот отбор по общим для ТПУ правилам? Каковы критерии отбора? Как обеспечить качественный отбор в магистратуру для обучения на платной основе? Кому доверить набор? Как организовать набор в магистратуру из других ВУЗов? Из других стран? Как должны соотноситься критерии отбора из «своих» и «чужих» абитуриентов? Может быть следует ввести барьер, нижний порог для поступающих? Возможны ли дистанционные формы вступительных процедур?

Реализация процесса обучения. Очевидно, что организация обучения в магистратуре недостаточно хорошо укладывается в сложившуюся кафедральную. Обучение  в магистратуре должно быть организовано на базе активно работающего учебно-научно-производственного подразделения. Какого? Каковы функции такого подразделения? Критерии отбора подразделений, обеспечивающих подготовку магистров? Место такого подразделения в структуре университета? Может ли быть это подразделение автономной лабораторией кафедры? Или автономной научной лабораторией ТПУ? А может ли обеспечивать магистерскую подготовки лаборатория НИИ? Должен быть в составе этой лаборатории штатный  профессор ТПУ? Или доцент? Или совместитель?

Программой подготовки магистров предполагается теоретическое обучение и научная (практическая) деятельность. Теоретическое обучение направлено на повышение уровня знаний, развитие интеллекта, культуры, освоение методологии научного (практического) творчества. Как обеспечить достижение этих целей при минимуме обязательных занятий? Что должна представлять собой лекция для магистрантов? А практическое занятие? А лабораторное занятие? Какие разделы дисциплины студент должен осваивать самостоятельно? Как задать корректно объем материала для самостоятельного изучения? Как контролировать усвоение этого материала? Как обеспечить установление междисциплинарных связей? Как строить занятие с малочисленными потоком? А с единственным студентом? Можно ли делать это на рабочем месте студента или на рабочем месте преподавателя?

Научно-исследовательской (проектной, производственной) деятельности магистрант должен уделять половину своего бюджета времени. Конечной целью деятельности магистранта является результат, который оформляется в виде диссертации. Вся научная (проектная, производственная) деятельность направлена на достижение этого результата и приобретение навыков в оформлении и защите результатов деятельности. Но что такое магистерская диссертация? В чем ее отличие от кандидатской? От ВКР на соискание квалификации инженера? Как обеспечить мотивацию к научной (проектной, производственной) деятельности? Как обеспечить мотивацию руководителя к работе с магистрантом? Почему не выполняются требования к руководителям магистрантов? Сколько магистрантов может быть у одного руководителя? Все ли магистранты имеют рабочие места в лабораториях, на кафедрах? Как контролируется выполнение научных исследований? Как обеспечить возможность поездки магистранта на конференцию? Как обеспечить ресурсную поддержку НИР магистранта? НИР должна пронизывать все элементы системы обучения. Как организовать НИР по отдельной дисциплине?

Академическая свобода ВУЗа заключается и в праве студента участвовать в разработке своей программы обучения. Но как обеспечить свободу выбора студентом дисциплин не только из предлагаемой магистерской программы? Только ректор должен утверждать изменения в учебном плане, как это делается сейчас? Или просто студент должен набрать нужное количество кредитов? А кто будет принимать решение о том, правильно ли, и достаточно ли обоснованно студент делает выбор дисциплин? Кто и как будет принимать решение о введении студента в новый поток? Как будет выдаваться диплом студенту, обучавшемуся по своей личной траектории? На основе набранных кредитов или только учебного плана? Выбор дисциплин предполагает возможность отклонения от линейного графика. Как тогда переводить студента на следующий курс? Назначать стипендию? А можно ли изучать дисциплину в другом ВУЗе?

Самостоятельная деятельность магистранта – основное средство достижения цели: получение искомой квалификации. На самостоятельную деятельность планируется три четверти всего бюджета времени обучения. И организация этой деятельности является основной при  реализации обучения. Существует много проблем. решение которых требуется для повышения эффективности самостоятельной работы студентов. Как отвлечь студента от зарабатывания денег вместо обучения? Какими методами стимулировать деятельность преподавателя по организации самостоятельной работы студента? Как, какими средствами мобилизовать преподавателя на разработку новых подходов к организации обучения в новых условиях? Как, какими средствами мобилизовать студента на учебу в новой среде? Кто, как поможет преподавателю сформулировать задачи, выбрать оптимальные для конкретной дисциплины методы, средства ее изучения, в том числе и посредством самостоятельной деятельности? А может быть в качестве задач назвать следующие: Получение и закрепление знаний. Приобретение навыков практического использования знаний. Развитие опыта получения и анализа информации. Освоение методологии научной, технологической, производственно-организационной деятельности. Приобретение навыков работы с техникой, технологическим оборудованием, программным обеспечением. Освоение одного или нескольких видов деятельности до уровня, достаточного для профессиональной деятельности. Приобретение навыков педагогической, воспитательной, управленческой работы. Развитие навыков работы в коллективе, участия в коллективной работе. А может быть следует каждой задаче предложить возможные варианты способов и методов? Эти примеры, которые следует рассматривать как возможные  есть в [1,2].

Ресурсное обеспечение обучения в магистратуре – одна из наиболее острых проблем. Каким должен быть фонд оплаты труда для обучения одного магистранта? Группы магистрантов? Одного преподавателя? Как при этом учесть квалификацию преподавателя? Как учесть при этом виды занятий? Как существенно сократить количество дисциплин, которые читаются магистрантам ТПУ? Как оптимизировать состав преподавателей, обеспечивающих чтение лекций? Проведение занятий? Есть еще много вопросов, связанных с развитием материальной базы, ее содержанием, совершенствованием. На какие средства следует рассчитывать? Очевидно, не только на бюджетные. Но в каком соотношении с внебюджетными? И для каких сторон магистерского обучения? Для всех ли магистерских программ?

Методическое обеспечение. Отличие: малотиражное и быстроменяющееся. Может быть лучше делать небольшими модулями? Отдельными лекциями? В виде готовых подборок текста? А может быть в виде кратких основ дисциплины? Как оптимальным образом использовать электронные ресурсы? Где и как их размещать? Как обеспечить сохранность интеллектуальной собственности? Как обеспечить помощь лектору в подготовке электронных ресурсов? А может быть поручить студенту разработку отдельных элементов методического обеспечения? Может быть поручить студенту разработку методического обеспечения проведения индивидуальных занятий?

Положение магистранта в вузовской среде, его права. Магистрант уже имеет высшее образование. Может ли он быть допущен к работам с повышенным уровнем опасности? Можно допустить к работе с высоким напряжением? Лазерным излучением? Кто отвечает за нарушение допуска? Почему аспиранту доверяем опасную работу, а магистранту нет? Может быть уровнять права и обязанности магистрантов и аспирантов? А кто в ТПУ будет заниматься решением таких организационных вопросов? Можно ли доверить магистранту получить ключ от комнаты? Снять аудиторию с сигнализации? Насколько соблюдаются правила аттестации магистрантов? Кто управляет процессом аттестации?

У студента и преподавателя разные цели в образовательном процессе. Преподаватель реализует совокупность методов и средств передачи знаний, навыков студентам. Студент минимизирует предлагаемое до уровня, достаточного для получения диплома. Как сблизить эти цели? Как достичь заинтересованности студента в изучении конкретной дисциплины? Как создать обстановку, которая будет способствовать развитию интереса к дисциплине? Роль личности преподавателя в развитии интереса к дисциплине велика. Преподаватель должен быть главной, уважаемой фигурой в вузе. Как это сделать?

И наконец, вопросов много, которые из них первоочередные? Какие можно решить в настоящее время?
Это лишь часть вопросов, решение которых необходимо для совершенствования системы подготовки в магистратуре. Существуют ответы на некоторые вопросы. Но и они являются недостаточно обоснованными или приемлемыми для всех. 


Список использованных источников

  1. Лисицын В.М., Никулина И.Е., Яковлев А.Н. Проблемы организация самостоятельной работы студентов. Труды конференции «Оптика и образование – 2008»/ под общ. Редакцией проф. А.А. Шехонина. –СПб: СПбГУ ИТМО, 2008.- стр 25-26.
  2. Лисицын В.М., Зыков И.Ю. К вопросу об организации самостоятельной деятельности студента. Повышение качества высшего профессионального образования: материалы Всероссийской науч.-метод. конф.: в2 ч. Ч 2/ Красноярск: СФУ, 2008.-стр.265 – 270.