УДК 802.0:378

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОТРУДНИКОВ ТПУ
НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ИНЖЕНЕРОВ»

Е.Ю. Лемешко

Томский политехнический университет

E - mail lelur @ mail 2000. ru

 

В статье обсуждается необходимость создания новых обучающих программ повышения квалификации по иностранным языкам для преподавателей и сотрудников современного технического вуза.

Сегодня возникает необходимость актуализации имеющихся и создания новых образовательных программ, отвечающих требованиям, заявленным в программе развития Национальным исследовательским университетом ресурсоэффективных технологий «Томский политехнический университет» на 2009-2018 годы. Одним из приоритетов является совершенствование профессиональной компетенции специалистов современного вуза, чем в частности, занимается кафедра методики преподавания иностранных языков Института международного образования и языковой коммуникации ТПУ.

Целью новой дисциплины «Английский язык для инженеров», предложенной слушателям курсов повышения квалификации для преподавателей нелингвистических специальностей в 2009 г., является формирование и развитие лингвистической и межкультурной компетенции преподавателей неязыковых специальностей в сфере профессионального общения, т.е. успешно общаться на иностранном языке в профессиональной сфере. Поставленные цели и задачи достигаются на практических занятиях, в ходе самостоятельной работы слушателей (СРС) и консультаций. При разработке учебной дисциплины «Английский язык для инженеров» в основу были положены дидактические принципы: коммуникативной направленности речевой деятельности и профессионально-ориентированного процесса обучения.

В процессе обучения для достижения поставленных целей и задач используются:

- практико-операционные методы (выполнение различных упражнений и заданий);

- поисково-творческие методы обучения (поиск и анализ информации в рамках СРС, проектная работа);

- методы самостоятельной работы слушателей (работа с учебниками и другими учебно-методическими пособиями, выполнение различных упражнений и видов деятельности в рамках практико-операционных и поисково-операционных методов работы, включая Интернет сайты);

- контрольно-оценочные методы (ответ с места во время практического занятия, контрольные работы, устный опрос, проверка выполнения СРС, устный опрос во время практических занятий, проверка выполнения домашних заданий).

В качестве средств обучения используются:

- учебники и учебно-методические пособия;

- различные виды наглядности;

- информационные ресурсы профессионально-ориентированной тематики, в том числе Интернет источники.

В результате слушатели будут:

- ознакомлены с базовым словарным запасом в различных сферах инженерного дела;

- уметь говорить о себе, своих профессиональных и научных интересах; обмениваться личной и фактической информацией, демонстрируя владение соответствующим теме вокабуляром; использовать изученный материал в сфере профессионального общения.

- иметь опыт (владеть) правилами ведения диалога, монолога, речевого этикета;

- пользоваться современными поисковыми технологиями, ресурсами Интернет с целью поиска необходимой информации на английском языке.

Данная учебная дисциплина состоит из нескольких модулей, тематически связанных со специализациями в инженерном деле: автомобилестроение, дизайн, технология производства, электромеханика, технологии в спорте, медицине, телекоммуникации, и т.д. Тематика, а также наполнение языковыми единицами зависит от уровня языковой подготовки слушателей. Подобранные материалы данной учебной дисциплины охватывают наиболее часто встречаемые темы профессионального общения, логично дополняют друг друга и позволяют вести систематическую работу в пределах каждого модуля.

Применение активных технологий обучения в русле рефлексивного подхода помогает слушателям курсов повышения квалификации преодолеть языковой барьер, повысить уверенность в собственных способностях, регулярно применять английский язык в общении с коллегами – специалистами в разных областях инженерного дела.

Итоговый контроль представляет собой презентацию результатов фундаментальных или прикладных исследований по приоритетным направлениям развития науки.

Полученные знания, приобретенные умения и навыки ведения профессиональной иноязычной коммуникации, тренируемые форматы профессиональной деятельности преподавателей технических и неязыковых специальностей способствуют эффективной реализации поставленных перед нами глобальных задач в развитии кадрового потенциала университета. К ним отнесем возможность пройти стажировку в ведущих мировых научных и университетских центрах, отправиться в ведущие зарубежные университеты и научные центры для подготовки диссертации, опубликовать в зарубежных издательствах научные труды, т.е. стать активным членом международного профессионального сообщества.

 

Сведения об авторе: Лемешко Елена Юрьевна, ст. преподаватель каф. МПИЯ, lemeshkoel @ tpu . ru .