УДК 378.144.1:327

Международная среда обучения как базис
для внедрения инновационных технологий

Е.С. Кулюкина

Томский политехнический университет

E-mail kes@tpu.ru

 

Анализ требований международных стандартов к результатам обучения выпускников инженерных программ (Washington Accord, EUR-ACE и др.) подчеркивает важность формирования профессиональных и универсальных компетенций в междисциплинарном контексте и международной среде. Необходимость подготовки конкурентоспособных специалистов, обладающих профессиональными и личностными компетенциями, соответствующими запросам мирового рынка труда, ставит перед инженерными вузами задачу перехода на инновационные технологии обучения. В тезисах представлены примеры формирования международной среды обучения и внедрения инновационных подходов в образовательных процесс в зарубежных вузах.

Для обеспечения высокого качества и успешной международной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий вузам при формировании компетенций выпускников необходимо учитывать требования мирового профессионального сообщества, в том числе международных инженерных организаций, к результатам обучения [1]. Анализ требований таких международных стандартов, как Washington Accord и EUR-ACE, к результатам обучения выпускников инженерных программ подчеркивает важность формирования профессиональных и универсальных компетенций в междисциплинарном контексте и международной среде. Зарубежные вузы предпринимают значительные шаги по усилению международной составляющей образовательных программ, внедрению инновационных подходов и технологий обучения с целью формирования таких компетенции у будущих инженеров, которые им позволят работать в транснациональной и межкультурной среде. Рассмотрим, какое внимание уделяется и каким образом реализуется обучение в международной и междисциплинарной среде в ведущих мировых вузах.

Фламандский университет г. Брюссель (Бельгия) / Vrije Universiteit Brussel

Болонский процесс внес кардинальные изменения в инженерное образование Бельгии. Являясь одним из лидирующих университетов столицы Европы, Фламандский университет г. Брюссель ( VUB ) стремиться созданию и обеспечению международной атмосферы обучения при помощи большого количества академических обменов студентов и привлечения международных исследователей и приглашенных лекторов. Образовательные программы VUB нацелены на развитие способностей, которые позволят будущим инженерам брать на себя ответственность при работе в команде, осознавать свой вклад в общую работу, адаптироваться в условиях постоянно изменяющихся социального и промышленного контекста, в междисциплинарной и международной среде [2].

Университет предпринял значительные шаги по усилению международной составляющей образовательных программ. Помимо классических программ академических обменов, были разработаны программы двойных дипломов (ведущие к получению степеней двух вузов) в рамках членства VUB в T . I . M . E . Основной задачей T.I.M.E. является обеспечение студентов-инженеров двумя академическими степенями [3]. Процесс обучения организован следующим образом. Студенты VUB проводят третий год обучения бакалаврской программы и первый год магистерской программы (т.е. получая в сумме 120 кредитов ECTS), обучаясь за границей в университете-партнере, и, таким образом, по окончанию пяти лет обучения получают степень Магистра в области инженерных специальностей своего вуза и университета-партнера. Такой механизм усиливает компетенции будущих инженеров работать в транснациональной и межкультурной среде.

Политехнический институт г. Гренобль (Франция) / Grenoble INP

Приоритетом в международной деятельности Школы промышленной инженерии Политехнического института г. Гренобль является подготовка выпускников к работе в условиях глобальной экономики. Акценты сделаны на укрепление международного сотрудничества с вузами-партнерами и тесное взаимодействие преподавателей с научными лабораториями и промышленными компаниями.

Одним из ярких инновационных направлений работы Школы является реализация проекта в области инновационных концепций проектирования с учетом влияния инженерных решений на социальный контекст и окружающую среду. В рамках международного семестрового проекта «Ответственность в инженерном проектировании» формируются междисциплинарные команды студентов из разных стран для проектирования инновационных продуктов промышленного назначения, основанных на концепциях устойчивого развития и ответственности за последствия инженерной деятельности. Проект рассчитан на студентов, обучающихся на магистерских программах по инженерным специальностям. Обучение полностью ведется на английском языке [4].

Ольбургский университет (Дания) / Aalborg University

Ольбургский университет уделяет особое внимание организации междисциплинарной и межкультурной работе студентов, являясь признанным лидером внедрения проблемно-ориентированного обучения.

В университете была разработана, так называемая, творческая платформа – дидактический подход, который позволяет группе применять и делиться своими знаниями без ограничений, исходящих из профессиональных, социальных или культурных шаблонов мышления и поведения. Платформа базируется на бескомпромиссном применении трех фундаментальных принципов: параллельное мышление, фокусирование на задании и отсутствие суждений [5]. Параллельное мышление означает сосредоточение мышления как индивидуального, так и всех членов группы, на одном задании в данный промежуток времени. Это среда с открытым пространством, в котором обычные барьеры, возникающие из-за различных страхов при совместной работе, устраняются и заменяются уверенностью, сосредоточением и мотивацией. Использование творческой платформы подтвердило свою эффективность в ряде ситуаций, как правило, в которых студенты и специалисты с различным образованием встречались вместе на определенный период времени для решения какой-либо задачи.

Таким образом, анализ тенденций зарубежных вузов в области внедрения инновационных технологий показывает, что они нацелены на то, чтобы сформировать такие компетенции выпускников, которые позволят им занимать лидирующие позиции на международном рынке труда. Помимо профессиональной грамотности выпускник-инженер должен обладать знаниями в области проектного менеджмента, активно владеть иностранным языком, эффективно работать индивидуально, в качестве члена и руководителя группы. Важно отметить, что группа или коллектив может быть междисциплинарной, а также состоять из представителей разных стран, что влечет к необходимости в понимании выпускниками культурных, языковых и социально-экономических различий.

 

Список литературы

 

•  Чучалин А.И. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ // Высшее образование в России. – 2008. – № 12 – С. 10-19

•  L. P.Van Biesen, H. Rahier, H. Vanherzeele. Engineering skills education: the Bachelor of Engineering programme of the ‘Vrije Universiteit Brussel' as a case study // European Journal of Engineering Education, Vol. 34, No. 3, June 2009, pp. 217–228

•  Top Industrial Managers for Europe (T.I.M.E.) [Электронный ресурс]. – режим доступа: https :// www . time - association . org

•  Политехнический институт г. Гренобль, Международный семестровый проект «Ответственность в инженерном проектировании» [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://genie-industriel.grenoble-inp.fr/32627577/0/fiche___pagelibre/&RH=GEN

•  C. Byrge; S. Hansen. The creative platform: a didactic approach for unlimited application of knowledge in interdisciplinary and intercultural groups // European Journal of Engineering Education, Volume 34, Issue 3 June 2009 , pp. 235 - 250