УДК 378.14:159.953.5

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ НЕФТЕГАЗОВОГО ДЕЛА»

В.Г. Крец

Томский политехнический университет

E - mail krets @ tpu.ru

 

Выявлены причины недостаточной эффективности обучения иностранных студентов по общепрофессиональной дисциплине «Основы нефтегазового дела» и показаны пути повышения эффективности качества их обучения.

Преподавание дисциплины «Основы нефтегазового дела» (ОНГД) ведётся на протяжении 4-х лет в первом семестре. Число обучаемых в группе от 3 до 16 человек. Контингент студентов из разных стран: Вьетнам, Гана, Китай, Монголия, Бразилия, Эквадор, Индия, Австралия.

Дисциплина ОНГП, обеспечиваемая кафедрой транспорта и хранения нефти и газа, имеет хороший учебно-методический комплекс по данной дисциплине: рабочую программу, учебные пособия, учебно-методические разработки для выполнения лабораторных и практических работ в электронном виде и в твердой копии, учебные фильмы и анимации, подготовленные в профессиональных организациях. Всё это дополняется большим перечнем современных учебных макетов, фрагментами и натуральными образцами нефтегазового оборудования.

Обучение иностранных студентов на первом курсе по указанному выше УМКД показало, что такое «обилие информации» не приводит к ожидаемому эффекту, поскольку иностранные студенты самостоятельно почти не используют электронную базу или используют ее недостаточно. В связи с этим возникла необходимость в адаптации учебно-методического комплекса и дополнением его виртуальной экскурсией по объектам нефтедобычи и транспорта, включением тестовых заданий (120 вопросов) с ответами для самопроверки и словаря из 78 слов без иллюстраций.

Эффективность усвоения дисциплины с адаптированным комплексом улучшилась. Тем не менее, даже в таком варианте учебное пособие оказалось достаточно сложным для иностранных студентов из-за большого объёма и недостаточного числа иллюстраций. В словаре оказалось недостаточно специальных терминов, а также отсутствуют иллюстрации. Сказывается и недостаточная языковая подготовка иностранных студентов. Примерно 30-40 % времени на лекции уходит на повтор материала и усвоение терминологии как нефтегазовой, так и общей. Кроме того, в 2009-2010 учебном году шесть иностранных студентов включены в общий поток, где всего около 110 студентов. Такое обучение не является эффективным из-за пассивного участия иностранных студентов в общем потоке, лектор не может уделить им должного внимания. Иностранные студенты не адаптируются к темпу занятий, который является нормальным для русских студентов. Хотя эти же иностранные студенты на лабораторных занятиях (отдельной группой) весьма успешны.

Сложным остаётся вопрос с учебной профессионально-ориентирующей практикой. Чаще она ограничивается экскурсией на действующее месторождение (промысел, буровая скважина, насосная станция), что явно недостаточно для овладения профессии.

Все выше сказанное приводит к следующим выводам:

1. необходимо создать полноценный терминологический иллюстрированный словарь по нефтегазовому делу (250-300 терминов);

2. усилить довузовскую языковую подготовку иностранных студентов;

3. иностранные студенты могут быть включены в обычный лекционный поток, где общее количество студентов не превышает 25-30 человек.

 

Сведения об авторе: Крец Виктор Георгиевич, к.т.н., доцент каф. ТХНГ ИГНД

Телефон для справок: 89138830504

Крец Виктор Георгиевич

E - mail : krets @ tpu . ru