УДК 378 .147

Организация познавательной деятельности студентов
в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе

А.В. Крайнов, Г.В. Швалова
Томский политехнический университет
E-mail: tiger@tpu.ru

 

В данной статье описываются формы и способы организации самостоятельной работы студентов с целью автономного приобретения знаний и развития творческих умений. Рассматривается актуальная проблема современной методики обучения иностранным языкам – ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу студентов.

Современный процесс реформирования системы высшего образования во многом связан с расширением экономических, научных связей с зарубежными странами, участием отечественных специалистов в международных конгрессах симпозиумах, поиском иностранных партнеров для создания совместных предприятий. Эти явления привели к изменению социального заказа на специалиста с высшим образованием. Сегодня от выпускника вуза требуется, помимо профессиональных знаний, такой уровень владения иностранным языком, который позволит ему успешно вести деловые беседы, а также деловую и коммерческую переписку, заключать различные соглашения с зарубежными партнерами, иными словами, владеть культурой делового общения. Поэтому процесс обучения иностранным языкам в неязыковых вузах стал носить профессионально-ориентированный характер. Переориентация целей обучения иностранному языку в вузе потребовала пересмотра форм и методов его преподавания [1]. C овременное состояние подготовки специалистов в высших учебных заведениях диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному труду, а главное к подготовке выпускника технического вуза к практической и профессиональной деятельности. Главной задачей вуза сегодня является формирование личности студента как активного субъекта учебной деятельности, его всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования. В первую очередь, необходимо, повысить ответственность студента за ход и результаты своей самостоятельной учебной деятельности по овладению иностранным языком. В политехническом университете самостоятельной работе отводится важная роль как средству профессионального становления будущего специалиста. Она служит активизации резервных возможностей студента, приобщает его к научно-исследовательской деятельности средствами иностранного языка, прививает ему такие важнейшие умения, как информационный поиск, выделение главного, оценка полученной информации, участие в профессиональном общении.

Самостоятельная работа наиболее точно определена И.А. Зимней: «Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет объекту обучения удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания»[2]. Самостоятельная работа – вид позна-вательной учебной деятельности, которая определяется следующими факторами: целью и этапом работы, источником информации и местом выполнения. Она может осуществляться в разных формах; письменной, устной, индивидуальной, парной и коллективной. СРС студента складывается из двух компонентов:

Целью СРС по иностранному языку в Томском политехническом вузе является формирование навыков работы с иноязычными профессионально-ориентированными источниками информации (чтение, перевод, творческое переосмысление информации, ее личностная оценка и последующее использование), а также формирование навыков устной речи в рамках общеобразовательных тем профессиональной тематики. Уместным будет отметить использование мультимедийных средств в организации СРС. Компьютерная система является дополняющим и усиливающим традиционную методику преподавания английского языка, то есть служит главным помощником преподавателя в аудиторное и внеаудиторное время. Примером является образовательная платформа WEB СT , позволяющая осуществлять дифференцированный подход к студентам с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение студентов, обладающих различными способностями и возможностями. Обучение становится интерактивным, возрастает значение самостоятельной работы студентов, усиливается интенсивность учебного процесса. Существует несколько классификаций заданий по самостоятельной работе студентов:

Задания для самостоятельной работы студента должны быть четко сформулированы, разграничены по темам изучаемой дисциплины, и их объем должен быть определен часами, отведенными в учебной программе. Результаты самостоятельной работы студента должны контролироваться преподавателем. Эти результаты оцениваются и учитываются в рубежной и итоговой аттестации по изучаемой дисциплине. Помимо традиционных форм самостоятельной работы, можно использовать такие как подготовка к деловой игре, дебатам, рецензирование студенческих работ самими студентами, составление глоссариев, подготовка и написание научных статей. На старших курсах СРС должна способствовать развитию творческого потенциала студента и реализации профессиональных навыков. В данном случае задания могут, носит как групповой, так и индивидуальный характер:

1. Презентация – выбор студентами определенной темы для презентации своего видения, понимания или непонимания какого-либо аспекта, рассматриваемого в презентации. Время презентации 10 минут, оценивается презентация по критерию степени раскрытия темы, степени интереса, вызванного слушателей, профессионализму [4];

2. Деловая игра- ролевая или командная, вырабатывающая навыки для будущей профессиональной деятельности;

3. Конкретная учебная ситуация, требующая ответов студента на вопросы по ней или написания своего видения проблемы;

4. Групповой проект – в группе должно быть не более 4-5 человек, каждая группа разрабатывает проект.

Эффективность СРС в техническом вузе в значительной мере зависит от качества учебных материалов, методических пособий и инструкций. Учебные материалы, предназначенные для автонономного обучения должны включать аутентичные тексты, содержащие профессионально значимую и страноведческую информацию. Их следует составлять таким образом, чтобы работа студента в аудитории была логически продолжением его самостоятельной работы вне аудитории. Примером может служить УМК по профессиональному иностранному языку [4].

Самостоятельная работа студентов по иностранному языку в техническом вузе является особой формой самообразования. Она носит многофункциональный характер помогает овладеть иностранным языком как необходимой профессиональной составляющей современного специалиста, способствует формированию навыков автономного приобретения знаний и развитию информационной культуры.

 

Список литературы

 

• Швалова Г.В. Речевые упражнения и способы их применения на занятиях по профессиональному языку со студентами технических специальностей //

Материалы III всероссийской научно-практической заочной конференции.- Томск ,

2008.- C .160-164.

• Зимняя И.А. Основы педагогической психологии.-М.: Просвещение, 1980.- 528 с.

• Швалова Г.В., Орлова Т.Н. Самостоятельная работа студентов неязыковых специальностей Томского политехнического университета // Иностранные языки и инновационные технологии в образовательном пространстве технического вуза: C б.научных ст. по проблемам высшей школы / Под Ред. Л.И. Щербаковой.- Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009.- C .157-160.

• Крайнов А . В . , Швалова Г.В. Профессиональный английский язык для студентов 3 курса теплоэнергетических специальностей и энергомашиностроения: учебное пособие для вузов. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 134 с. <