УДК 378

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ

Н.В Копысова.

Томский политехнический университет
E-mail kopysova@tpu.ru

 

Показана эффективность использование тематических семинаров для совершенствования процесса языковой подготовки

Про преподавание профессионального иностранного языка в ТПУ уже давно ведутся разговоры, и методика переживает неспокойные дни в процессе своего становления. В последние 2 года, я лично была задействована в процессе преподавания ПИЯ на 3 курсе Электрофизического факультета. Сейчас порядки снова поменялись, и теперь 3 курс поручен кафедре МКПИЯ уже без участия преподавателей ЭФФ. Хочу выразить мнение по данному вопросу, основанное на личном опыте.

В рамках ПИЯ на 3 курсе часть занятий вели преподаватели профильных кафедр факультета, где студенты могли на практике применить полученные на лингвистических занятиях знания. В частности, на кафедре промышленной и медицинской электроники на третьем и четвертом курсах преподавателями кафедры осуществлялось преподавание на английском языке для иностранных студентов ряда дисциплин: «Методы анализа и расчета электронных схем», «Основы преобразовательной техники», «Основы микропроцессорной техники», включая лекции, практические занятия, лабораторные работы. Часть дисциплин преподавалась на английском языке и для своих студентов. Привлекались и специалисты с предприятий электронного приборостроения. Студенты имели возможность протестировать свои знания и умения в деле. А преподаватели в свою очередь получали хороший стимул для совершенствования своих языковых навыков и для разработки методического обеспечения текущей работы на иностранном языке.

В рамках занятий устраивались семинары-обсуждения профессиональных тематик. На них присутствовали и выступали с докладами и сообщениями преподаватели, аспиранты, студенты, заинтересованные в изучении иностранного языка. Докладчик тренировался по изложению материала на иностранном языке, слушатели учились восприятию излагаемого и формулировке вопросов к докладчику. Обе стороны старались достичь взаимопонимания друг друга. Создавалась ситуация максимально приближенная к реальности: студент и специалист - технари, должны были общаться между собой на технические профессиональные темы посредством другого неродного языка.

Хорошо известно, что залогом успешного освоения иностранного языка является наличие положительной мотивации для этого. Сам процесс обучения должен быть активным. Владение языком определяется не объемом словарного запаса, а умением использовать уже имеющийся запас в ходе общения. Это позволяет формировать соответствующую реакцию и нарабатывать устойчивые языковые синтаксические формы устного общения.

Считаю полезным рассмотренный вид мероприятий и предлагаю рассмотреть возможность проведения тематических семинаров для студентов, изучающих ПИЯ, с привлечением преподавателей профильных кафедр и специалистов профильных предприятий. Думаю, что данный вид сотрудничества может принести значительный вклад в совершенствование и развитие методики преподавания ПИЯ.