ПРОВЕДЕНИЕ СЕТЕВЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ В РЕЖИМЕ ЧАТ-КОНСУЛЬТАЦИЙ

А.А. Кисeлева, В.А. Стародубцев , Н.В. Числова
Институт дистанционного образования ТПУ
E-mail sva@ido.tpu.ru

 

Показана возможность проведения комбинированного учебного занятия с помощью ДОТ: одновременного проведения чат-консультации и виртуальной лабораторной работы

В последние годы мы стали свидетелями значительных изменений в организации заочной формы получения высшего профессионального образования: появились образовательные порталы, сетевые виртуальные университеты и кафедры, развиваются системы управления обучением ( LMS ), сайты вузов включают в себя форумы и персональные страницы преподавателей, студенты-заочники могут формировать свои сообщества в социальных сетях (В контакте, Мой мир и др.) [1] . В ряде случаев в процессе заочного обучения используются лабораторные работы с удаленным доступом, сетевые семинары (вебинары) и видеоконференции, чат-консультации. В какой мере новые средства дистанционных образовательных технологий (ДОТ) могут расширить «степени свободы» для преподавателя и студента?

Прежде всего, следует отметить, что студенты-заочники достаточно активно используют возможности электронной почты для различного вида запросов и обращений к преподавателям и администрации вузов. В свою очередь, образовательные учреждения, в том числе и Институт дистанционного образования ТПУ (ИДО), создают на своих порталах и используют в организации учебного процесса персональные страницы студентов, с помощью которых происходит обмен необходимой информацией. Как и в процессе очного обучения, важной формой общения преподавателя и студентов-заочников являются консультации. В дистанционном обучении они приобретают вид чат-консультаций, организуемых по расписанию для определенных групп студентов по дисциплинам учебного плана. К сожалению, многие студенты-заочники недооценивают и пренебрегают возможностью удаленного общения с преподавателем по ряду причин. Прежде всего, потому, что заочная форма обучения не предусматривает жесткой временной регламентации учебного процесса в течение семестра. Как и когда изучать теоретический материал и/или выполнять контрольные работы – студент вправе решать самостоятельно. Отсутствие практических действий заочников в первую половину семестра определяет отсутствие мотивации к общению с преподавателем.

С позиции андрагогики (теории обучения взрослых) можно ожидать, что процесс обучения вызовет интерес и мотивацию познавательной деятельности студентов-заочников, если он направлен на решение важных для обучаемых задач (учебных или профессиональных). Поэтому чат-консультации по темам теоретических разделов дисциплины не вызывают ожидаемой реакции студентов. Следовательно, необходима увязка тем чат-консультаций с практическими заданиями ­– либо с выполнением контрольных работ, либо с выполнением лабораторных работ удаленного доступа. Очевидно, что в таком случае должны быть установлены контрольные периоды времени на выполнение таких, предусмотренных учебным планом, работ.

Для определения реальной возможности совмещения чат-консультации и выполнения виртуальной лабораторной работы удаленного доступа нами проведен эксперимент, в котором авторы играли роли преподавателя и студентов-заочников.

С персональной страницы преподавателя для конкретных «студентов» была назначена чат-консультация с предложением выполнения лабораторной работы под удаленным руководством преподавателя. Для ужесточения условий эксперимента, до консультации «студенты» не были знакомы с каким-либо описанием предстоящей деятельности. В качестве объекта изучения был выбран эффект Доплера (входит в программу дисциплин Физика и Концепции современного естествознания), виртуальная модель которого разработана и размещена в открытом доступе в Интернет А.Д. Рожковским [2].

В назначенное время «студенты» зарегистрировались, получили доступ к консультации и по указанию преподавателя в дополнительном окне вызвали указанную лабораторную работу. Для удобства действий обучаемых, они разместили на экранах своих компьютеров рядом два окна – с моделью виртуальной установки и с текстом диалога консультации. На первом этапе преподаватель пояснил (в окне консультации) назначение управляющих элементов лабораторной «установки» и предложил обучаемым освоить операции изменения параметров моделирования (пуск, стоп, сброс, изменение скоростей волн и источника). При этом возник ряд вопросов со стороны «студентов» и на них преподаватель ответил. На втором этапе производился собственно лабораторный эксперимент по изучению влияния скорости источника волн на величины длин волн сближения и удаления. Указания по выполнению определенных действий давал преподаватель, «студенты» их выполняли и задавали возникающие по ходу работы вопросы.

Несмотря на некоторую задержку по времени между вопросом и ответом на него и необходимостью преподавателю отвечать на вопросы двух участников, совместная работа оказалась продуктивной. Было достигнуто главное – «студенты» освоили необходимые действия для проведения последующего самостоятельного исследования. Методические указания для него были переданы обучаемым (дана ссылка на Интернет-ресурс) и дано задание представить полученные результаты на последующей консультации, ее дата была согласована. Фактически затраченное время составило 55 минут, что, на наш взгляд, приемлемо для такого рода учебных занятий.

В качестве выводов отметим следующее.

•  Мы считаем вполне возможным выполнение виртуальных лабораторных работ удаленного доступа (в особенности работ компьютерной имитации процессов) в режиме совмещения с чат-консультацией. Это позволяет сократить срок ознакомления обучаемых с объектом исследования и техникой выполнения управляющих операций. На все возникающие в процессе данной учебной деятельности вопросы студенты могут незамедлительно получить ответ преподавателя.

•  В первую очередь, такого рода совмещения подходят для обучения студентов с ограниченными возможностями (их не так много) и для работы с малочисленными группами (несколько человек). Для групп с большим числом студентов необходима разбивка на подгруппы, что увеличивает количество часов чат-консультаций у преподавателя.

•  Необходима разработка самих виртуальных лабораторных работ и их размещение на портале университета (или ИДО) с необходимым методическим сопровождением, учитывающим особенности заочной формы обучения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Стародубцев В.А. Время требует перемен /За кадры. – №24(3314). – 11 ноября 2009. – С. 13.
  2. www.radweb.ru