УДК 808.2:800.8

Лингвистическое сопровождение
проектной деятельности современного инженера
на родном (русском) языке

О.А. Казакова

Томский политехнический университет
E-mail kazakovaoa@tpu.ru

 

Обосновывается необходимость углубленной подготовки студентов технического вуза в области коммуникации на родном (русском) языке.

Современная действительность требует от инженера – выпускника технического вуза развитых навыков эффективной речевой коммуникации как на иностранном, так и на родном языке. «Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать продукт мышления – оригинальное решение актуальной для определенной области жизни проблемы, точно и понятно для всех сформулировать его, вызвать к нему интерес соответствующих лиц и сделать их своими единомышленниками» [1. С. 3]. Все эти способности и умения, являющиеся составляющими коммуникативной компетенции личности, в том или ином объеме формируются и развиваются в рамках языковых дисциплин «Русский язык и культура речи», «Научный стиль русского языка», «Язык и этика делового общения» и т. п. На кафедре русского языка и литературы Института международного образования и языковой коммуникации на базе вышеназванных дисциплин, предусмотренных ГОС ВПО и ОС ТПУ, разработана инновационная модульная система «Лингвистическое сопровождение проектной деятельности», апробированная в январе 2006 г. в зимней школе Элитного технического образования ТПУ и с 2007 г. реализуемая для студентов специальности «Перевод и переводоведение».

Однако компетенции, формируемые в рамках модульной системы «Лингвистическое сопровождение проектной деятельности», особенно востребованы в работе инженеров, чья деятельность постоянно связана с различными проектами, начиная уже с курсовых проектов в университете. Поэтому кафедра РЯЛ предлагает для образовательных программ подготовки бакалавров, специалистов и магистров технического профиля ТПУ инновационную модульную систему – «Лингвистическое сопровождение проектной деятельности современного инженера на родном (русском) языке».

Лингвистическое сопровождение проектной деятельности современного инженера предполагает умение оформлять результаты поисковой (проектной) деятельности в виде письменного текста, представлять результаты этой деятельности в форме подготовленного устного выступления с использованием электронной презентации, а также защищать проект в свободной дискуссии.

Предлагаемая модульная система включает ряд модулей, каждый из которых является относительно самостоятельной, целостной, законченной единицей учебного процесса, направленной на формирование отдельных умений и навыков, необходимых инженеру в осуществлении проектной деятельности. Охарактеризуем основные модули.

  1. Модуль «Работа с текстом»: умения и навыки работы с текстом (чтение, понимание письменного текста, извлечение необходимой информации; составление библиографического описания, списка литературы).
  2. Модуль «Аргументация»: умения и навыки аргументационной устной и письменной речи (формулирование тезисов, подбор непротиворечивых и убедительных доказательств).
  3. Модуль «Вторичные тексты»: навыки компрессии и декомпрессии текста; навыки реферирования, необходимые как при составлении самостоятельных учебных текстов-рефератов, так и при написании собственного первичного текста.
  4. Модуль «Первичные тексты»: навыки продуцирования письменных текстов различных жанров.
  5. Модуль «Публичная речь»: навыки подготовки текста выступления; умение устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией, доходчиво и убедительно излагать материал, опираясь на логическую и эмоциональную стороны речи; навыки самообладания перед аудиторией, ориентации во времени.
  6. Модуль «Вопросы и ответы»: умение формулировать и задавать вопросы, давать ответы, используя перспективные стратегии; умение защищать свою точку зрения в свободной дискуссии, соблюдая культуру диалогического общения.
  7. Модуль «Электронная презентация»: навыки языкового оформления электронной презентации, умение соотносить устную речь и визуальный ряд.

Порядок следования модулей определяется порядком работы над проектом: от сбора и анализа материала до оформления результатов поисковой деятельности в виде доклада и электронной презентации. Кроме формирования вышеназванных умений и навыков, каждый модуль направлен на развитие у студентов технического вуза речевой культуры, навыков эффективной коммуникации.

Работа студентов над лингвистическим сопровождением проектной деятельности позволяет им совершенствовать свою речемыслительную деятельность, развивать инициативность, активность, креативность, способность эффективно отстаивать свои интересы и доказывать свое мнение при помощи речи.

Все занятия проходят в активной форме, с применением инновационных образовательных технологий, основаны на тренингах, интеллектуальных играх, предполагающих развитие у студентов умения работать в команде.

Список литературы

  1. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – Ростов н/Д: Феникс, Москва: Цитадель-трейд, 2007. – 460 с.

 

Сведения об авторе: Казакова Ольга Анатольевна, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и литературы ИМОЯК ТПУ.