УДК 681.324

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ
В КАЧЕСТВЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

А. М. Катина
Томский политехнический университет
E-mail: aleena@gala.net

 

В качестве образовательных технологий предлагается использование экспертных систем, которые помогают экономить время преподавателя на представлении лекционного материала и использовать его для более подробной проработки материала.

Определим понятие экспертной системы следующим образом:

Экспертная система - это программное средство, использующее экспертные знания для обеспечения высокоэффективного решения неформализованных задач в узкой предметной области.

При создании экспертной системы необходимо учитывать все требуемые составляющие, которые она должна содержать.

Например экспертная система «Интегрированные системы проектирования и управления»:

Для составления тестирующей программы необходимо составить банк вопросов, которые будут заданы студенту, и предоставить на них варианты правильных ответов. наличие базы правильных ответов необходимо для осуществления сравнения с ответами, которые будет вводить обучаемый. способы формулировок вопросов и формы ввода ответа могут быть разными. они определяются преподавателем и ограничиваются возможностями инструментальной системы, в которой будет реализована тестирующая программа. также в банке вопросов имеется операции редактирования вопросов, с помощью которых можно удалять\добавлять требуемое количество вопросов.

При запуске системы проведения тестирования модуль регистрации ищет регистрационный файл, в котором хранится информация о пользователе. Преподаватель, контролирующий проведение теста, выдает каждому обучаемому свой логин и пароль, для последующего контроля знаний. Каждому пользователю присуща следующая информация:

Если файл не найден, то подсистема выдает окно для ввода регистрационной информации.

В целом экспертные системы не заменяют преподавателей, а лишь помогают сократить время на представлении лекционного материла и выдачи определенных заданий и использовать это время для более детальной проработки материала, постановки акцентов. Обучаемые учатся самостоятельно работать по дисциплине, получая всю необходимую информации из системы, обращаясь к преподавателю лишь за консультацией.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Гаврилова Т.А. Представление знаний в экспертной диагностической системе АВТАНТЕСТ//Изв. АН СССР. Техн. Кибернетика. - 1984. - №5.- С.12

Ключевые слова: экспертная система, задания, знания