УДК 681.324з>
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ
В КАЧЕСТВЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙА. М. Катина
Томский политехнический университет
E-mail: aleena@gala.net
В качестве образовательных технологий предлагается использование экспертных систем, которые помогают экономить время преподавателя на представлении лекционного материала и использовать его для более подробной проработки материала.
Определим понятие экспертной системы следующим образом:
Экспертная система - это программное средство, использующее экспертные знания для обеспечения высокоэффективного решения неформализованных задач в узкой предметной области.
При создании экспертной системы необходимо учитывать все требуемые составляющие, которые она должна содержать.
Например экспертная система «Интегрированные системы проектирования и управления»:
- «Главная» - информация по дисциплине, преподавателе;
- «Лекции» - собран материал по дисциплине, состоящий из тринадцати частей, разбитых по соответствующим темам, переход между лекциями легко осуществляется по гиперссылкам, перечень тем, находящийся в содержании, позволяет без труда найти нужную тематику;
- «Лабораторные работы» - приведены задания на лабораторные работы, а также тестирующая программа самопроверки для выявления готовности к выполнению лабораторных работ;
- «Курсовое проектирование» - включает задание по курсовому проектированию, примеры промышленных объектов, курсовых работ, это облегчает выбор темы проектирования и выполнение работы;
- «Оценка знаний» - возможность проверки знаний пользователя с помощью теста, может использоваться в качестве экзаменационного;
- «Словарь» - содержит наиболее распространенные термины и понятия по дисциплине.
Для составления тестирующей программы необходимо составить банк вопросов, которые будут заданы студенту, и предоставить на них варианты правильных ответов. наличие базы правильных ответов необходимо для осуществления сравнения с ответами, которые будет вводить обучаемый. способы формулировок вопросов и формы ввода ответа могут быть разными. они определяются преподавателем и ограничиваются возможностями инструментальной системы, в которой будет реализована тестирующая программа. также в банке вопросов имеется операции редактирования вопросов, с помощью которых можно удалять\добавлять требуемое количество вопросов.
При запуске системы проведения тестирования модуль регистрации ищет регистрационный файл, в котором хранится информация о пользователе. Преподаватель, контролирующий проведение теста, выдает каждому обучаемому свой логин и пароль, для последующего контроля знаний. Каждому пользователю присуща следующая информация:
- учебное заведение;
- группа;
- фамилия, имя, отчество;
- идентификационный код студента.
Если файл не найден, то подсистема выдает окно для ввода регистрационной информации.
В целом экспертные системы не заменяют преподавателей, а лишь помогают сократить время на представлении лекционного материла и выдачи определенных заданий и использовать это время для более детальной проработки материала, постановки акцентов. Обучаемые учатся самостоятельно работать по дисциплине, получая всю необходимую информации из системы, обращаясь к преподавателю лишь за консультацией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Гаврилова Т.А. Представление знаний в экспертной диагностической системе АВТАНТЕСТ//Изв. АН СССР. Техн. Кибернетика. - 1984. - №5.- С.12
Ключевые слова: экспертная система, задания, знания