Проблемы и перспективы развития дистанционного обучения
 в  Томском политехническом университете

Качин С.И.

 

Развитие современного информационного общества, в котором объем информации удваивается каждые 72 часа, а объем технической информации удваивается каждые два года, требует создания единой образовательной информационной среды, использования открытых форм обучения, обеспечения открытого дистанционного доступа к распределенным мировым информационным, образовательным и технико-технологическим ресурсам. В этих условиях новым принципом образования становится управление знаниями, а новыми технологиями - формализация создания знаний, передачи (распространения) знаний (доступа к знаниям) и контроля знаний. Основой обучения становится самостоятельная работа студентов, которая постоянно организуется, направляется и контролируется преподавателем. Деятельность преподавателя акцентируется, главным образом, на организации работы обучаемых и разработке учебно-методического обеспечения дисциплин.

В технологически развитых странах вопрос о целесообразности перехода на электронное обучение давно не дискутируется, а обсуждаются вопросы практического применения тех или иных технологических средств для повышения качества образования с наибольшей эффективностью. Причем дистанционные технологии обучения являются частью единой информационно-образовательной среды любого учебного заведения, в котором образовательный процесс построен на базе новейших технологий электронного обучения.

Большинство высших учебных заведений России в настоящее время разрабатывают и применяют средства и методы дистанционного обучения.  Наибольшее распространение получили кейс-технологии, интернет (сетевые) и телекоммуникационные методы дистанционного обучения. Уровень развития современных электронных средств обучения в ряде ВУЗов России не уступает ведущим университетам индустриально развитых стран Запада.

Применение дистанционных образовательных технологий регламентируется соответствующими нормативными документами, дающими достаточную степень свободы вузам в данной сфере деятельности.

Основными проблемами распространения дистанционного обучения в России являются:

- низкий индекс сетевой готовности России (74 место в мировом рейтинге) и индекс готовности к информационному обществу (59 место в мировом рейтинге);

- отсутствие в ряде вузов организационной и информационной образовательной среды, обеспечивающей применение дистанционных технологий, а также финансовых средств для ее становления;

- недостаточное обеспечение качественными учебно-практическими материалами, низкая степень интерактивности современных курсов дистанционного обучения (в большинстве случаев содержательная основа электронных учебников представлена курсом лекций в виде текстовых материалов и простейших графических объектов, а также тестами);

- отсутствие достаточного количества преподавателей, владеющих дистанционными технологиями на требуемом уровне;

- неготовность значительной части студентов к использованию технологий дистанционного образования.

Для Томского политехнического университета в той или иной степени также присущи указанные выше недостатки. В университете назрела необходимость создания:

- организационной системы обеспечения эффективности образовательной деятельности с использованием ДО для всех форм обучения- очной, очно-заочной и заочной;

- системы подготовки учебно-методических материалов для ДО с высокой степенью информативности и доступности для самостоятельного изучения дисциплин;

- информационно-технической среды для обеспечения реализации ДО;

-  экономических механизмов расширенного использования и устойчивого саморазвития ДО в ТПУ.

Решение указанных проблем будет способствовать внедрению в ТПУ современных эффективных образовательных технологий в соответствии с мировыми тенденциями, повышению качества подготовки специалистов с ВПО, обеспечению доступности образования в ТПУ распределенным потребителям на удаленных территориях, в том числе соотечественникам из-за рубежа и иностранным гражданам. Кроме того, это позволит повысить эффективность реализации Программы развития НИУ РЭТ ТПУ и привлечь дополнительные финансовые ресурсы для решения насущных задач инновационного развития вуза.

Развитие ДО в ТПУ неизбежно приведет к повышению уровня подготовки преподавательского состава, увеличению потребности студентов в освоении новых технологий обучения и, как следствие, к повышению качества обучения всех форм образования. При этом будет стираться разница в информационной готовности наших выпускников в сравнении с потребностями информационного общества.

Для становления ДО в ТПУ, как элемента современной образовательной среды мирового уровня, потребуется принятие руководством вуза ряда стратегических решений с необходимым организационным, финансовым, техническим и кадровым обеспечением, а также формулирование целей и задач развития ДО на ближайшую и краткосрочную перспективу для сохранения вуза в числе лидеров среди образовательных учреждений России.