УДК 378.14:159.953.5

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО БАРЬЕРА ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА 1-2 КУРСАХ УНИВЕРСИТЕТА

Г.В. Кашкан, Н.Б.Шахова
Томский политехнический университет
E-mail gvk47@mail.ru

 

Представлен опыт реализации организационной модели обучения иностранных студентов в ТПУ с использованием информационно-коммуникативных и компьютерных технологий на базе электронной платформы «Black Board». Центральным звеном модели является электронный УМКД, материалы которого используются как на аудиторных занятиях, так и для самостоятельной работы студентов. В работе показана схема управления обучением иностранных студентов на примере дисциплины ЕН цикла.

Опыт различных педагогических школ в РФ, обучающих иностранных граждан, показывает, что после завершения обучения на подготовительном факультете (8-9 месяцев), уровень предпрофессиональной образованности, включающий коммуникативную компетентность и предметную грамотность, не всегда оказывается достаточным для освоения основной образовательной программы. Поэтому в ТПУ иностранные студенты учатся на первых двух курсах в интернациональных группах отдельно от русских студентов по интегрированным учебным планам с использованием личностно-ориентированного подхода и адаптированных учебно-методических материалов (УММ) [1]. Опыт реализации такой организационной модели обучения иностранных студентов в ТПУ оказался достаточно эффективным (не более 3% отчисления за академическую неуспеваемость)
Учитывая современные тенденции модернизации вузовского образования (личностно-ориентированный подход) [2], преподаватели междисциплинарной кафедры ИМОЯК уделяют повышенное внимание процессу управления знаниями, а именно, созданию таких образовательных технологий, где основная цель преподавателя – активизация и поддержка профессионального саморазвития иностранных студентов, организация самоуправляемой учебной деятельности. Преподаватель университета становится в большей степени организатором учебной деятельности студента, обеспечивающим более высокие уровни консультирования и мотивирования студентов, развития творческих способностей и самостоятельности. Это привело к повышению требований относительно профессиональных компетенций преподавателя. Одним из важных признаков профессионализма преподавателя, обучающего иностранных студентов, является гибкость в использовании тех или иных педагогических приемов, которая может достигаться при наличии многообразия учебно-методических материалов, а также используемых форм, методов и инструментов.
В связи с этим на междисциплинарной кафедре ИМОЯК ТПУ разрабатывается модель управления обучением иностранных студентов с использованием информационно-образовательных и компьютерных технологий на базе электронной платформы «Black Board». Центральным звеном этой модели является электронный учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД), материалы которого используются как на аудиторных занятиях, так и для самостоятельной работы студентов. Задача лектора максимально наполнить электронный УМКД (по принципу «все включено») обязательными и дополнительными УММ, которыми студент мог бы воспользоваться как для наиболее эффективного способа усвоения дисциплины, так и для ликвидации пробелов в той или иной области знаний. Данный подход позволяет реализовать индивидуально-ориентированный учебный процесс.
Все УММ размещаются в корпоративной электронной среде, где студенты регистрируются на период изучения дисциплины. Адаптированные УММ комплекса дисциплины разбиты на группы и выстроены в соответствии с видами аудиторных занятий. С одной стороны они являются материалом для самостоятельной работы студентов (студент может их распечатать, перенести их на свой электронный носитель), с другой стороны, преподаватель использует их на аудиторных занятиях (лекции в Power Point, аудио,- видео- материалы, справочные и др. таблицы). Для того чтобы студенты могли правильно воспользоваться этими материалами, разрабатываются памятки студенту по каждой дисциплине, которые делают весь процесс обучения прозрачным по конкретным видам деятельности, времени их реализации и помогают студентам планировать свою самостоятельную работу.
В отличие от русских студентов иностранные студенты с первого предъявления плохо понимают лекционный материал. В результате теряется мотивация посещения занятий, повышается тревожность студента. Поэтому основное требование со стороны преподавателя к студентам – это подготовка ко всем видам занятий, в том числе и к лекциям. Студент готовится к новым лекциям с опережением, знакомясь с лексикой и ключевыми моментами содержательной ее части. В результате лекция превращается в лекционно-практическое занятие, на котором реализуется более продуктивный диалог со студентом.
Формирование коммуникативной компетентности на неродном языке в профессиональной сфере невозможно без участия студента в научно-исследовательской работе. Начиная с 1-го курса, информационные или исследовательские проекты предлагается выполнить иностранным студентам с последующей защитой их в группе с презентацией в Power Point. Лучшие работы выносятся на ежегодную научно-практическую конференцию иностранных студентов ИМОЯК и на Всероссийский смотр научных и творческих работ иностранных студентов. Именно в этой работе студенты проявляют свой индивидуальный характер, творческие способности и формируются как личности.
Таким образом, комплексный и системный подход к управлению обучением иностранных студентов с использованием информационно-образовательной среды и компьютерных технологий, показал более высокую эффективность академической адаптации, позволил повысить качество предоставляемых образовательных услуг, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, корректировать действия в зависимости от полученных результатов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Петровская Т.С. Организационная модель обучения иностранных студентов в Томском политехническом университете // Методология обучения и повышения эффективности академической, социокультурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: Материалы Всероссийского семинара. – Томск, 2008. – Т. 1. – С. 46–53.
  2. Лызь Н.А., Лызь А.Е. Компетентностно-ориентированное обучение: опыт внедрения инноваций // Высшее образование в России. – № 6. – С. 29–35.

Сведения об авторах:
Кашкан Галина Валериановна, к.х.н., зав. междисциплинарной кафедрой ИМОЯК
Шахова Нина Борисовна, к.х.н., доцент междисциплинарной кафедры ИМОЯК

 

Телефон для справок 563-807
Кашкан Галина Валериановна
E-mail: gvk47@mail.ru