УДК 802/809:378.6.018
РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ:
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
POWERPOINT В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУЛ.Н. Ястребова
Томский политехнический университет
E-mail pvmash@sibmail.com
В статье затрагивается проблема учебно-методического обеспечения курсов повышения квалификации по направлению «Иностранный язык». Одним из способов ее решения может стать внедрение в учебный процесс интерактивных технологий. В качестве иллюстрации сочетания традиций и инноваций предлагается авторский медиапродукт, созданный средствами MS Power Point .
В настоящее время в связи с массовой компьютеризацией широко используется электронная презентация. Знание технологии создания такой презентации и умение ею пользоваться – это не просто дань моде. В деловой жизни любому человеку приходится не раз прибегать к приемам, помогающим заинтересовать людей в сотрудничестве или предлагаемой продукции. В педагогической же деятельности, к сожалению, дело обстоит иначе. В большинстве случаев, если преподаватели иностранного языка и знают о наличии программ для создания таких презентаций, то недостаточно широко используют их или вообще не используют в учебном процессе в силу разных причин. Поэтому целью настоящей статьи является знакомство с основными возможностями ПК по созданию, редактированию и демонстрации мультимедийных презентаций средствами редактора Microsoft Power Point на занятиях иностранного языка.
Остановимся на методической специфике и целесообразности данной программы.
Компьютер помогает разнообразить процесс обучения, становясь сильнейшим мотивационным фактором. Применение информационных технологий позволяет сделать интересными и запоминающимися внеаудиторные мероприятия и другие формы изучения иностранных языков. К числу последних относим, в первую очередь, аудиторные занятия по иностранному языку.
Собственный опыт в использовании презентаций в PowerPoint в процессе обучения английскому языку слушателей курсов повышения квалификации доказывает, что преподаватель может создать занятие или фрагмент занятия любого типа, вне зависимости от преподаваемого аспекта языка.
Используя информационную базу, можно организовать изучение нового материала, проверку знаний, самостоятельную подготовку слушателей по теме. Список форм работы с языковым и речевым материалом можно продолжить. Главная идея заключается в том, что, работая над созданием слайдов в PowerPoint , каждый педагог может почувствовать себя сценаристом.
Разработанные презентации легко сохранить, исправить, дополнить (что позволяет значительно сэкономить на ксерокопировании учебных материалов). Они расширяют информационную базу учебников. На наших занятиях компьютерная деятельность ориентирована на традиционный курс обучения иностранному языку в объеме рабочих программ по каждой учебной дисциплине, а потому адресована слушателям с разным уровнем языковой подготовки. Собранный материал помогает обучающимся проникнуть в суть процессов, происходящих в современном английском языке, обратить внимание на те области языка, которые вызывают у них наибольшие трудности. Кроме того, база собранных объектов, может быть расширена фотографиями, рисунками, видеофрагментами.
Технические возможности работы с изображением производят необходимый эффект на аудиторию, мобилизуют внимание и стимулируют к вопросу обсуждения, ведь недаром говорится: «Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать». Преимущество при работе с использованием компьютерных анимационных слайдов в том, что преподаватель при демонстрации материала может при необходимости вернуться к началу, остановиться на отдельных фрагментах, побудить студентов к проведению дискуссии, работе в группах, в парах. Все это помогает снять усталость и, опять же, поддержать интерес к изучаемому языку.
На собственном опыте мы убедились, что программа PowerPoint позволяет получать потрясающие результаты, и в то же время ее легко использовать, поскольку именно она выполняет вместо нас огромный объем работы, результатом которой становится авторский медиапродукт (Рис.1), готовый к использованию в любой нужный момент.
Среда – ОС Microsoft Windows XP , редактор презентационной графики MS Power Point , текстовый редактор MS Word
Вид медиапродукта – образовательный комплекс:
наглядная презентация теоретического материала в среде MS Power Point
практические задания в виде раздаточного материала ( handouts )
Структура презентации : линейная (7 слайдов)
Рис.1 Авторский медиапродукт
Таким образом, целесообразность включения медиапродукта в учебно-методический комплекс дисциплины «Иностранный язык» мы видим в следующем:
Уменьшение времени подачи материала.
Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения преподавателем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов (подача материала двумя способами: аудиально и визуально).
Формирование системности и целостности в знаниях, умениях, навыках слушателей в учебном процессе при использовании информационных технологий.
Поддержание интереса взрослой аудитории к изучению иностранного языка.
Возможность слушателям КПК самостоятельно структурировать учебный материал по аспекту языка в заданном формате.
В заключение статьи отметим, что разработка собственных учебных материалов, в том числе медиаресурсов, дает большой потенциал для роста преподавателя иностранных языков не только в рамках профессиональной деятельности (преподаватель-лингвист), но и является сквозным компонентом гностической деятельности (преподаватель-исследователь). Считаем, что одним из важнейших факторов современной языковой подготовки по иностранному языку в рамках КПК в техническом вузе являются информационная и мультимедийная составляющие учебного процесса, сочетание традиционных методов и приемов преподавания иностранных языков в высшей технической школе с инновациями в языковом образовании, используя, в частности, интерактивные возможности программы PowerPoint .
Ключевые слова: методика преподавания иностранных языков, курсы повышения квалификации, информационные технологии, презентация в PowerPoint .
Сведения об авторе: Ястребова Лариса Николаевна, ст. преподаватель каф. МПИЯ ИМОЯК.