ОПЫТ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ЭЛЕКТРОННЫХ  УЧЕБНЫХ  ПОСОБИЙ  И 
ЭЛЕКТРОННОГО  КОНСПЕКТА  ЛЕКЦИЙ  ПО  ДИСЦИПЛИНЕ 
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ.  ТЕХНОЛОГИЯ  КОНСТРУКЦИОННЫХ  МАТЕРИАЛОВ»

И.А. Хворова
Томский политехнический университет, г. Томск

 

Применение мультимедийной техники для чтения лекций по дисциплине «Материаловедение. Технология конструкционных материалов» оправдано по многим причинам, но первая и важнейшая из них – возможность визуализации учебного материала. Обе составные части этой дисциплины при традиционном подходе требуют от лектора постоянного воспроизведения иллюстраций на доске, что занимает очень много времени и не всегда позволяет получить желаемый результат.

Электронные учебные пособия, активно создаваемые в последние годы, не решают всех проблем преподавания дисциплины, но хорошо дополняют лекционный материал, цикл лабораторных работ и классические печатные учебники.

 

s
Рис. 1. Страничка из электронного учебника «Материаловедение»

 

Целью создания электронных учебных пособий «Материаловедение» (авторы Ю.П. Егоров и И.А. Хворова) и «Технологические процессы машиностроительного производства» (авторы Ю.А. Евтюшкин и И.А. Хворова) было именно показать, наглядно продемонстрировать процессы, протекающие в металлах и сплавах при их обработке, и саму обработку материалов в машиностроении. Визуализация сделала изложение материала более ярким, понятным и запоминающимся. Преподаватели кафедры «Материаловедение и технология металлов» ТПУ имеют уже почти 10-летний опыт чтения лекций с использованием названных пособий в аудиториях, оснащенных стационарной или переносной мультимедийной техникой.

Можно выделить следующие основные положительные стороны при использовании электронных учебников.

  1. Наглядность, облегчающая восприятие.
  2. Расширение кругозора студентов при знакомстве с реальными технологиями.
  3. Экономия времени на рисование, особенно при описании последовательности действий, состояний и т.п.
  4. Возможность повторного возвращения к неясным вопросам с сохранением иллюстративного материала.
  5. Возможность проведения экспресс-контроля усвоения материала в ходе лекции.
  6. Меньшая вероятность ошибок при конспектировании, так как информация воспринимается не только на слух, но и зрительно.
  7. Текст, содержащийся в пособии, служит лектору для постоянного напоминания, «подстраховывает» на случай забывания каких-то данных.
  8. Подготовка к лекции упрощается. (Хотя не надо забывать, какой затраты времени и сил требует пособие в процессе создания.)
  9. Эстетическая привлекательность пособия создает у студентов положительный настрой на изучение дисциплины.

d
Рис. 2. Страничка из электронного учебника «Технологические процессы машиностроительного производства»

Безусловно, есть и ряд отрицательных моментов в использовании электронных учебных пособий.

  1. «Перенасыщенность» страниц электронных учебников текстами, ссылками, иллюстрациями, панелями интерфейса, кнопками навигации может отвлекать внимание аудитории от того, о чем говорится в данный момент. (Бывает, что отвлекает и самого лектора.)
  2. Студентам все-таки приходится давать время на зарисовку важнейших схем, графиков и т.п.; в эти минуты восприятие материала на слух резко падает, так что нужна пауза или повторение сказанного.
  3. У студентов электронное пособие может создавать обманчивое впечатление «легкости», простоты материала, пока они видят «картинки». Но самостоятельно воспроизвести этот материал оказывается сложней, чем они ожидали.
  4. От лектора требуется хорошее (вплоть до автоматизма) владение навигацией по разделам пособия, чтобы не тратить время на поиск нужного.
  5. При работе в новой для лектора аудитории (например, в филиале) иногда требуются определенные навыки для установки пособия на жесткий диск (может не хватать шрифтов, видеокодеков, прав администратора и т.п.).
  6. Однажды созданное пособие нельзя легко и просто дополнить, исправить без участия программиста.
  7. Хотя используют пособия практически все преподаватели кафедры (14 человек), зачастую кто-то из них имеет свою точку зрения на то, как преподносить тот или иной вопрос. Пособия же отражают только видение авторов (на момент создания).

f

Рис. 3. Страничка электронного конспекта лекций по материаловедению

 

Именно желание «дополнить», «улучшить» привело автора к использованию, наряду с электронным пособием, электронного конспекта лекций, представляющего собой иллюстративный материал в форме презентации с использованием пакета PowerPoint. Электронный конспект в ряде случаев предпочтительнее пособия, поскольку каждый кадр содержит только необходимую в данный момент информацию и ничего отвлекающего внимание. Можно выводить на экран информацию в определенной последовательности, в нужном темпе, предваряя очередной кадр или его часть вопросом и т.п. Электронный конспект – инструмент чисто индивидуальный; он создается лектором для себя, для своей цели и задачи на ближайшей лекции и вряд ли может быть использован другим человеком, поскольку содержит только иллюстрации и ключевые термины или фразы, формулы и т.п. Текст, все пояснения при этом остаются «за кадром».

Самому преподавателю составление электронного конспекта лекций очень хорошо помогает структурировать материал, выделять важнейшее, побуждает искать наиболее выразительные иллюстрации. Электронный конспект можно (и нужно) совершенствовать постоянно, дополнять и исправлять, благо программист для этого не требуется, достаточно быть уверенным пользователем. Он имеет небольшой объем и без проблем устанавливается на любом компьютере. Чередуя или сочетая два эти подхода можно добиться значительного эффекта: сделать лекции более насыщенными, информативными, помочь студентам в усвоении сложных вопросов за счет наглядности изложения, добиться обратной связи с аудиторией.