ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

 И.Ю.Гурьева
Томский  политехнический университет
E-mail irinagur1@yandex.ru

 

Цели и задачи исторического образования в техническом вузе и проблемы в их реализации.  Специфика исторического знания, формирующая не только общенаучные представления, но и мировоззрение, ценностные ориентации.  Актуализация исторической памяти.  Технологии проектного обучения в историческом образовании.

Курс отечественной истории является неотъемлемой частью общепрофессиональной подготовки специалистов любого профиля.  Именно знание истории родной страны формирует ценностные, мировоззренческие ориентации человека, его осознанное отношение к собственной жизни и профессии, национальную и социокультурную идентичность. Историческое образование направлено на формирование ряда  знаний и компетенций – от  проблем методологии истории и понимания места России в мировом историческом процессе до представления о  конкретных исторических событиях. Вузовское историческое образование для большинства студентов является завершающей ступенью, призванной систематизировать и обобщить полученные ранее  знания.   Сложность, однако, заключается в том, что уровень школьных знаний неуклонно снижается. Возможно, это связано с особенностями становления системы ЕГЭ,  возможно – отражает более общие недостатки школьного образования. Анализ результатов входного контроля показывает: вчерашние школьники делают  много ошибок, причем главные из них – неспособность установить  взаимосвязи различных эпох и событий, соотнести их между собой. В сознании большой части студентов история является хаотическим нагромождением никак между собой не связанных и лишенных всякой внутренней логики и смысла  разрозненных фактов, дат  и персонажей. Каким образом эти проблемы  могут решаться?  Обратимся  к специфике самого исторического знания.

Как уже отмечалось, история – наука, формирующая ценности и мировоззрение. Собственно, историческое знание не может быть только и исключительно научным. В этом -  сила и слабость истории. Она  опирается на национальную память, и общую, и локальную, и, в целом,  на историческое сознание – совокупность представлений общества в целом и отдельных социальных групп об историческом прошлом [2,35].  Видимо, одним из возможных направлений работы с учащимися могла бы стать индивидуализация их представлений об истории. Прошлое собственной  страны не должно восприниматься в отрыве от судеб  конкретных людей, в том числе и собственных предков.  Этот подход соотносится и с актуальными направлениями в современной исторической науке (история повседневности, микроистория,  эгоистория).  Личное, эмоционально окрашенное отношение к людям и событиям прошлого  не мешает, а способствует формированию устойчивых знаний.  При этом, как ни парадоксально, плохое знание «школьной» истории не исключает особого к ней интереса у молодежи [1,163]. Таким образом,  актуализация исторической памяти, и  личностно-ориентированный подход – на это следует опираться при работе с аудиторией,  в том  числе и  при организации самостоятельной работы студентов. В целом  существует огромное количество форм и методов данного вида деятельности. Для гуманитариев, в частности,  важнейшим направлением является обучение студентов самостоятельной работе с источниками. Но, кроме этого, следует обратить особое внимание на технологии проектного обучения [3, 115].  При обучении истории данный вид деятельности  предполагает творческое отношение к изучаемому материалу, самостоятельную работу на всех стадиях проекта.  Преподаватель должен помочь выбрать тему и определить концепцию проекта и  этапы  работы. При этом необходимо с особым вниманием  определить исследовательскую задачу, с учетом всего того, что говорилось выше – интерес, личная вовлеченность, эмоциональное отношение. Необходимо, если возможно, опираться на    увлечения студентов, связанные с историей – историческая реконструкция, поисковое движение. Проект может основываться  на презентации материалов о поисковой экспедиции (как это сделал в 2009 учебном году студент ИММ Д. Акмаев) и т.д. Одно из возможных направлений – отражение истории страны в истории семьи, т.е. проект, связанный с историей рода, семьи, поселения, с участием старших родственников в войне, освоении целины и т.д.  Одно из направлений самостоятельной работы для студентов, способных решать самостоятельные творческие задачи – проведение локального по объему социологического  исследование, цель которого – выяснить,  каковы исторические представления сверстников, что они думают   по поводу известных исторических событий. Такая работа будет включать социологический опрос в форме анкетирования или интервью, обобщение и анализ полученных данных, выводы и, если необходимо, предложения. Задача преподавателя в данном случае – обеспечить релевантную методику исследования.  Подобный проект реализуется в настоящее время  студентами первого курса ИМОЯК. Проблему поставили сами студенты, выяснив, что новый для постсоветской России праздник «День народного единства», связанный с важнейшими событиями отечественной истории, практически неизвестен их сверстникам. Была разработана программа исследования,  опрошено более 200 респондентов с разных факультетов  Полученные результаты  показали, что и предполагалось, слабую осведомленность о событии в целом. Достаточно неожиданным явилось  то, что результаты студентов- гуманитариев оказались даже несколько ниже, чем у их коллег с технических факультетов.  Результатом исследования должен стать PR-проект, направленный на актуализацию этого праздника и связанных с ним   ценностно-смысловых представлений в сознании учащихся. Значимость подобных проектов очевидна. Для тех, кто проект реализует – глубокое усвоение полученных знаний,  осознанное отношение к историческому прошлому, понимание практически-рекомендательной и  воспитательной функции истории. Для респондентов -  возможность вспомнить изученные события, осознать их значимость и актуальность. Такого рода проекты могут включать опросы по различным историческим проблемам. Они могут также  быть связаны  с оценкой  значимости исторического образования для студентов технического вуза – как они сами ее  понимают.  Для преподавателя  организация данного вида деятельности   даст важнейшую информацию   не только об  уровне знаний и компетенций,  но и об исторических представлениях аудитории (по существу – об особенностях ее исторического сознания),   что является  неоценимым подспорьем в  работе над учебными курсами по изучаемому предмету.

                              СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Гурьева И.Ю., Куница О.В. Историческая память как фактор формирования межпоколенной толерантности //Социальная работа, реклама и связи с общественностью в новом коммуникативном пространстве. Материалы IV Всероссийской ежегодной научно-практической конференции. – Томск. 2007. – С.154-164.

2.Историческая наука и историческое сознание /Под.Ред. Б.Г.Могильницкого и др/. – Томск: Изд-во ТГУ, 2000. – 234с.

3.Педагогические технологии /Под.Ред. В.С. Кукушкина/. – М: ИКЦ «Март». – 2006. – 336с.

Автор: Гурьева И.Ю., старший преподаватель кафедры истории и регионоведения ТПУ