КОНКУРС ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С.А. Филичев
Томский Политехнический университет.

 

С 2004 года в Томском политехническом университете реализуется система элитного технического образования (ЭТО). Цель программы – подготовка профессионалов, способных к комплексной исследовательской, проектной и предпринимательской деятельности, направленной на разработку и производство конкурентоспособной научно-технической продукции и быстрые позитивные изменения в экономике страны.

В программу элитного обучения входят: индивидуальный план занятий; углубленная фундаментальная подготовка; изучение дисциплин, направленных на развитие навыков проектной работы, работы в команде, способности ставить и решать задачи инновационного развития; учебно-исследовательская работа студентов на основе проблемно-ориентированного и проектно-организованного обучения.

Одно из учебных мероприятий системы ЭТО – конкурс решения изобретательских задач, который проводится на первом курсе.

Цели конкурса:

- мотивация студентов к научной и изобретательской деятельности,

- показать, что знаний студентов уже достаточно для того, чтобы решать некоторые инженерные проблемы;

- тренировка навыка работы в команде,

- выработка умения отставить свою точку зрения перед аудиторией;

- развитие креативности.

Конкурс проходит в три этапа. На первом этапе соревнуются между собой студенты одной группы, разделенные на команды. На втором этапе команды – победители отдельных групп соревнуются по потокам (студенты системы ЭТО разделены на три потока). В финал выходят победители второго тура.

Отдельный тур проводится следующим образом. Командам дается задача. На поиск решения отводится полчаса. Студентам рекомендуется основную часть времени отвести на генерирование различных вариантов решения. Из всех предложенных вариантов членам команды необходимо выбрать один вариант. Это стимулирует развитие навыка командного принятия решения.

По окончании времени обсуждения капитаны команд должны сдать письменные решения заданий. Затем один из членов команды устно представляет решение. При устном докладе вырабатываются ораторские навыки, умение отвечать на вопросы аудитории, отстаивать свою точку зрения. Другие студенты и члены жюри (преподаватели системы ЭТО) имеют право задать вопросы докладчику. Затем жюри выносит вердикт: какое решение считать лучшим. Члены жюри дают развернутую оценку решений, указывают их достоинства и недостатки, приводят примеры изобретений, сделанных при поиске решения проблемы.

При отборе лучшего решения члены жюри руководствуются следующими критериями: наличие решения проблемы (а не просто мыслей по поводу решения), дешевизна, простота, работоспособность решения, минимальный ущерб для окружающей среды.

Задачи подбираются из самых разных областей – экология, физика, химия, спорт и т.д. Предпочтение отдается реальным проблемам, когда-либо решенным учеными или инженерами.

Важная особенность конкурса – коллективное решение задач с помощью мозгового штурма. Таким способом делается попытка разрешить следующее противоречие: большинство учебных заданий студентам необходимо выполнять индивидуально, однако в профессиональной деятельности значительную часть проблем необходимо решать коллективно.

Мозговой штурм – метод организации группового обсуждения, средство получения от небольшого числа людей некоторого количества идей за короткий промежуток времени. Считается нормальным, если в течение полутора часов группа продуцирует несколько десятков идей.

Студентам объявляются правила мозгового штурма.

1. Обсуждение происходит в группах по 5–7 человек. Необходимо записывать все идеи – в пылу обсуждения их легко забыть.

2. Уважительное отношение к собеседнику. Не стоит считать собеседника глупее себя только потому, что его идеи кажутся Вам странными или утопическими. Не следует перебивать других – имейте терпение дослушать.

3. Приветствуются любые идеи.

4. Критика идей запрещена. Оценка идей – самостоятельный этап. Он проводится после этапа выдвижения идей.

5. Приветствуется развитие чужих идей.

Отметим следующее достоинство предлагаемой формы работы со студентами: подбор задач осуществляется таким образом, что оказываются актуализированными школьные знания по физике. В то же время решение задач не требует специальных знаний, которых у первокурсников еще нет.

Приведем примеры заданий.

Предложите невозможный объект. Возможные ответы: устройство с КПД больше 100%; вечный двигатель; движение тела со скоростью больше скорости света.

При сборке прибора нужно сжать пружину, уложить ее на место и закрыть крышку. Как это сделать, чтобы пружина не разжалась, пока крышка не закрыта? Ответ. Предлагается вморозить сжатую пружину в сухой лед, который затем быстро испаряется.

Нужно изготовить большую партию овальных тонких стеклянных пластин (толщиной 1 мм). Нарезали прямоугольные пластины, при обработке их в овал на шлифовальном станке тонкие пластины очень часто ломаются. Как быть? Ответ. Пластины складываются в стопку и обрабатываются.

Задачи подбираются из самых разных областей – экология, физика, химия и т.д. Предпочтение отдается реальным проблемам, когда-либо решенным учеными или инженерами.

У большинства участников конкурс вызывает интерес, что свидетельствует о верности выбранной формы работы со студентами. Считаем целесообразным проведение подобного мероприятия для всех студентов Томского политехнического университета.

 

Литература.

  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. – М.: Вита – Пресс, 2007. – 112 с.