УДК 378
ББК 74.54

НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ

А.Ф. Фёдоров
Томский политехнический университет
E-mail    faf@ido.tpu.ru

Показана необходимость внедрения современных дистанционных образовательных технологий в учебный процесс студентов института дистанционного образования.

 

Одним из важнейших факторов приобретения знаний является умение учиться. При существующей системе обучения  в большинстве университетов  России студентов не учат учиться, а принуждают в пассивной форме воспринимать знания, излагаемые преподавателями на аудиторных занятиях. У студента–заочника  аудиторных занятий слишком мало или вообще нет при обучении с использованием дистанционных технологий. Тогда основным источником знаний является учебник, и процесс обучения превращается в самостоятельную работу, сводящуюся к запоминанию фактов, формул, законов и т.д. Причём  результат такой учёбы часто оценивается путём ответов на тесты. Попробуй найти талант при таком обучении. А  ведь преподаватели университета должны не только передать студенту определенный объём знаний, но и научить студентов специальными умениями, которые позволят выпускнику исполнять должностные обязанности по месту работы. Специалист должен знать и уметь!

При всей сложности проблемы университетская система обучения должна научить студентов эффективно учиться. Казалось бы это проще сделать при очной форме обучения, когда преподаватель будет не только преподавать, то есть передавать студентам информацию в соответствии с рабочей программой дисциплины, но и прививать собственным примером необходимость активного участия в процессе обучения, организуя совместные исследования в интересующих студентов областях знаний или проектирование новых технологий и изделий, когда нужно  преподавателю и студенту учиться добывать знания и умения.

Студенты, обучающиеся  без отрыва от трудовой деятельности, не  имеют возможности  совместно с преподавателем работать и добывать новые знания, так как этого не предусматривают  используемые в настоящее время дистанционные технологии.

Используемые в ТПУ технологии дистанционного обучения заочников подразумевают создание  преподавателем теоретической дисциплины вместе с программистом  электронного учебного пособия, размещаемого  на сайте. Студент изучает материал дисциплины, используя это пособие и другие традиционные источники информации, и, при необходимости, общается с  преподавателем по сети Интернет или телефону, и в явно недостаточном объёме это общение осуществляется во время очных встречь. В этом случае реализуется репродуктивная технология обучения, имеющая минимальную эффективность. Здесь не учитывается уровень подготовки студента, его мотивированность в получении знаний, его стремление к развитию и самопознанию. Если студент за время трудовой деятельности приобрёл ценные знания и умения, то он не захочет быть пассивным участником образовательного процесса, читать электронный учебник, отвечать на вопросы тестов. Ему это не интересно.
         Опыт использования дистанционных технологий в обучении студентов-заочников показал, что недостаточно построить систему, позволяющую расширить доступ к учебной информации и не подразумевающую реализацию процесса обучения, а необходимо обеспечить поддержание связи студента с преподавателем, создавать эффект присутствия и интерактивности процесса обучения, вовлекать в работу с материалом одновременно нескольких участников. Иначе преподаватель фактически исчезает из учебного процесса, становясь контролёром знаний на завершающем этапе изучения дисциплины. Тем более, что студента нужно научить принимать самостоятельные грамотные решения, развивать творческие способности. Знания не должны преподноситься студенту в готовом виде, а должны добываться в совместном с  преподавателем поиске решений. В этом случае преподаватель должен выступать не как носитель некоторой готовой информации, а как человек, который знает, как возникают знания, и умеющий организовать совместный поиск решения задачи в процессе творческого мышления. Так  реализуется креативное обучение

Когда предложенные технологии заведомо планируют креативное и интерактивное обучение, то эффект будет значительно выше, чем при традиционных технологиях репродуктивного обучения. При быстровозрастающем темпе создания информации передача знаний должна быть быстрой, и специалисты по обучению должны уметь быстро развивать нужные навыки студента, в том числе и умение учиться.

Всё это возможно осуществить, используя современные технологии  обучения       e-learning 2.0 на базе web 2.0. Тогда обучение преобразуется в процесс доступа к контенту, который создается преподавателем и студентом. Преподаватель и студент совместно создают образовательный контент, которым могут пользоваться и другие студенты в интерактивном режиме, внося свою долю информации, участвуя в творческом процессе создания контента. Вокруг контента формируются чаты, форумы, социальные сети.

Из любого электронного образовательного ресурса e-learning 2.0 по гиперссылкам можно переходить на другие ресурсы, постоянно обновлять содержание контента, а это уже означает доступ к новому содержанию. Но неукоснительно должно выполняться требование предоставлять учебную информацию в таком виде, чтобы студент мог добывать знания самостоятельно с полной нагрузкой, в зависимости от базовой подготовки. Преподаватель и студент постоянно общаются в образовательном пространстве. При этом расстояние не имеет значения.

Использование вики позволяет участвовать не только в уже опубликованном контенте, но и обеспечивает динамику развития образовательных материалов. При этом традиционное электронное учебное пособие служит базовым источником информации.

Если преподаватель формулирует на блоге проблему или задачу исследования или проектирования процесса и предлагает несколько проблемных вопросов, то студент должен будет  самостоятельно найти ответы на эти вопросы и приступить к решению проблемы или задачи при постоянном общении с преподавателем как с полноправным участником.

Анализ организации образовательной деятельности в высшей школе показывает, что успешное обучение  студента уже в ближайшее время будет зависеть от эффективного использования существующих технологий, позволяющих быстро предоставить обучающимся необходимые знания и делающих их активными участниками образовательного процесса при условии участия преподавателей соответствующей квалификации. Преподаватель должен обладать не только определённой совокупностью знаний по дисциплине, но и уметь использовать в обучении современные дистанционные технологии. Неподготовленность преподавателя стать лидером может оказаться непреодолимой преградой в использовании новых дистанционных технологий в обучении.

Сведения об авторе: Фёдоров Анатолий Фёдорович, кандидат технических наук, доцент, начальник отдела института дистанционного образования.
Ключевые слова:

 

 

                                      ЗАЯВКА

  1. Фамилия, имя, отчество: Фёдоров Анатолий Фёдорович.
  2. Место работы и должность: ТПУ, ИДО, начальник отдела.
  3. Учёная степень, звание: Кандидат технических наук, доцент.
  4. Телефон, факс, e-mail : 56-44-72, 56-41-00, faf@ido.tpu.ru
  5. Направление: Заочное обучение в техническом университете (проблемы и перспективы).
  6. Название тезисов: Научить учиться.