КОМПЛЕКС ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ

Г.В. Ерофеева, Е.А. Склярова, Е.С. Пескова
Томский политехнический университет, г. Томск
E – mail : egv @ tpu . ru

 

В статье рассматривается опыт применения обучающих систем по физике для студентов технических университетов и школьников профильных классов и результаты апробации обучающихся.

В настоящее время использование компьютеров становится определяющим фактором развития и дальнейшего реформирования самой системы образования. Отмечается стремительный рост числа прикладных программных средств, предназначенных для применения в образовательной сфере.

Современная наука и технологии определяют критерии по отношению к уровню содержанию преподавания физики. При формулировке этих критериев необходим учет, как современного состояния науки и техники, тесное взаимодействие науки, методики и вуза, а также учет современных средств и технологий обучения, конструирование и применение которых в свою очередь требует подготовки системообразующих методологических и гносеологических материалов.

Проблемы эффективного использования обучающих комплексов связаны с принципами проектной технологии, применяемыми для создания систем, управляющих способами получения знаний, а также с учетом системы требований, предъявляемых к современному занятию. Направления развития современного педагогического образования необходимо учитывать при методических разработках, а также учитывать то, что информатизация образования - главное направление реформирования образования в целом [1].

На кафедре общей физики факультета естественных наук и математики ТПУ разработан программный комплекс, содержащий интерактивную обучающую систему и систему тестового контроля знаний по дисциплине "Физика" для студентов технических специальностей, который включает составляющие интеграции о бразования : с одержание обучения, способов деятельности (формирование способностей к познавательной деятельности, умение ре­ шать комплексные межпредметные задачи, развитие коммуникативной деятельности, выработка комплексных умений); ценностно-смысловых отношений (осознание процесса познания как личностно значимого, возможность саморазвития, творческо-импро визационной деятельности; выработка собст­венного мировоззрения и миропонимания) [2].

Интерактивная обучающая система, включающая информационную часть (теория), контрольные вопросы (тест), примеры решения типовых задач (подсказка), контрольные задачи второго уровня, контрольные задачи третьего уровня, справочник, историческую справку, компьютерное моделирование физических процессов, позволяет провести тестирование студентов по каждому элементу знаний на каждом занятии. При этом студент может обращаться к теоретической части занятия на любой стадии прохождения теста, тем самым повторяя информационный материал. Датчик случайных чисел для разброса числовых данных задач или вопросов теста обеспечивает самостоятельную одновременную работу студентов по разным вариантам. Разработанное программное обеспечение позволяет изменить траекторию обучения студента, если изучение теоретической части или решение задач для него необязательно. Реализована рейтинговая система оценки знаний и происходит подсчет баллов [3]. По данной системе прошли обучение свыше шести тысяч студентов.

Аналогичная обучающая система по физике создана для школьников профильных классов, которая прошла предварительную апробацию в компьютерном классе кафедры общей физики ЕНМФ в течение весеннего семестра 2008-2009 учебного года. В апробации системы участвовало свыше 40 человек. Максимальный балл получило около 30% респондентов (рис.1).

tr

После апробации системы респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты: трудность заданий, комфортность среды, индивидуализация обучения, повышение мотивации к обучению, с целью выявить уровень сложности тестовых заданий, полноту и удобство подачи теоретического материала.

Большинство респондентов (70% от числа участников) отметило высокую сложность заданий, которая преодолевается с помощью доступного информационного материала системы, высокую комфортность среды, повышение мотивации к обучению и его индивидуализацию.

В целом программный комплекс выступает в качестве средства представления знаний и средств обучения, совершенствующих процесс преподавания, повышающих его эффективность и качество.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ерофеева Г.В., Склярова Е.А., Крючков Ю.Ю., Малютин В.М. Методические аспекты создания обучающих систем по предметам естественнонаучного цикла //Известия ТПУ. – Томск: Изд-во ТПУ, 2003. – Т.306. – № 2. – С. 49-56.
  2. Ерофеева Г.В., Склярова Е.А., Пескова Е.С., Крючков Ю.Ю., Малютин В.М. Инновационные технологии в преподавании дисциплины "Физика" //Электронные дидактические материалы в инженерном образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/m/2009/m8/
  3. Ерофеева Г.В., Склярова Е.А., Крючков Ю.Ю. Педагогическая технология обучения физике в техническом университете //Материалы XI международной конференции «Современные технологии обучения: международный опыт и российские традиции. СТО-2005». С-Пб: Изд-во СПГЭТУ, 2005. – Т.1.- С. 153-155.

Поступила 14.12.2009 г.

Сведения об авторах

Фамилия, имя, отчество Пескова Евгения Сергеевна

Место работы, должность аспирант кафедры общей физики, ЕНМФ, ТПУ

Ученая степень, звание

Телефон, факс, е- mail 89234089562, 563781, - , evpeskova @ yandex . ru

Фамилия, имя, отчество Склярова Елена Александровна

Место работы, должность кафедра общей физики, ЕНМФ, ТПУ, доцент

Ученая степень, звание Кандидат педагогических наук, доцент

Телефон, факс, е- mail 563781, - , skea @ tpu . ru

Фамилия, имя, отчество Ерофеева Галина Васильевна

Место работы, должность кафедра общей физики, ЕНМФ, ТПУ, профессор

Ученая степень, звание доктор педагогических наук, доцент

Телефон, факс, е- mail 563704 , - , egv @ tpu . ru

Ключевые слова: обучающая система, контроль знаний, информационные технологии