ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ:
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

С.Л. Еремина
Томский политехнический университет
e-mail: esofia@tpu.ru

 

Владение иностранным языком является одним из признаков квалификации рабочей силы, наряду со здоровьем, навыками пользования компьютером, самопрезентации и другими. Присоединение РФ к Болонскому процессу и необходимость участия в программах академической мобильности стало еще одним требованием изучения иностранных языков. Высокий уровень владения иностранными языками дает возможность знакомиться и использовать мировые достижения науки через доступ к иностранным журналам. Подготовка совместных грантов, дополнительные конкурентные преимущества на рынке труда также являются мотивами глубокого владения иностранными языками.

Одним из средств достижения высокого уровня квалификации и владения иностранным языком является организация и обучение профессиональному языку. Уже в течение нескольких лет ИИП ТПУ проводит занятия по профессиональному английскому языку, накоплен определенный опыт в этом деле. В соответствие в решениями специально организованной комиссии, занятия велись в тендемах: преподаватель – лингвист и преподаватель по специальности либо самостоятельно преподавателем по специальности.

Так, например, занятия по профессиональному английскому языку по проблемам курса «мировая экономика», велись в тандеме с преподавателями – лингвистами. Темы этих занятий менялись от года к году. В разное время это были проблемы участия России в ВТО, международной мобильности рабочей силы, международных внешнеторговых и других международных сделок, например, сделки «Опель», как это было организовано в осеннем семестре 2009 года.

Студенты 4 курса были разбиты на несколько групп, каждая из которых получила соответствующее задание: изучить историю компании, основных стейкхолдеров сделки, позиции всех заинтересованных сторон, проанализировать причины ее несостоятельности, оценки ситуации СМИ, правительствами стран – участниц, профсоюзов, общественных организаций, независимых экспертов и т.д. В течение восьми часов каждая из групп представляла презентацию своей части работы, остальные студенты участвовали в обсуждении. Удалось добиться максимального участия студентов в коллоквиуме, так как предварительная подготовка по бизнес – английскому позволила им воспользоваться информацией, опубликованной в специальных и популярных изданиях.

Несмотря на этот положительный опыт, хотелось бы двигаться дальше и обеспечить не только саморазвитие студентов и преподавателей, но и получить вполне конкретный результат – публикации в иностранных журналах с высоким импакт – фактором, сформировать списки потенциальных партнеров для реализации различных проектов.

Реализация этих целей видится в нескольких направлениях:

  1. Организовать цикл работ по изучению лекций Нобелевских лауреатов по экономике, которых, по состоянию на 2009 год, уже 64. Например, идеями одного из них, М. Фридмена, воспользовались правительства большинства стран для выхода из современного глобального кризиса. Другие, как Норт, стали родоначальниками нового направления экономической науки - институционализма. Изучение работ Нобелевских лауреатов на английском языке позволит решить несколько задач: ознакомиться с мировыми достижениями науки, очертить возможные направления научных исследований студентов, подготовит их к сотрудничеству с коллегами из университетов других стран мира.
  2. Организовать цикл работ по изучению статей, опубликованных в иностранных журналах. В качестве источника можно использовать материалы Эльзевир (Elsevier) - крупнейшего в мире издательства научной, технической и медицинской литературы. Работа со статьями из журналов, тиражируемых Эльзевир, позволит повысить профессиональную квалификацию через изучение мирового уровня науки, предоставит возможность увидеть особенности использования терминологии, а, учитывая, что авторами статей являются ученые разных стран мира, и что в каждой статье есть полная информация об авторах, найти партнеров для совместной деятельности.
  3. Создание и поддержание сайта института в целом, структурных подразделений и всех сотрудников на английском языке. Это позволит быть более открытыми для взаимодействия с потенциальными партнерами из других стран мира и из разных сфер: государства, бизнеса, вузов. Этот проект может стать постоянно действующим, так как информация постоянно будет меняться, что потребует постоянной работы по ее корректировке. Создание такого сайта потребует использования навыков бизнес – английского, рекламы и PR образовательного продукта.

Безусловно, могут использоваться и предыдущие формы организации профессионального языка, но очевидно и то, что чем они будут более интересными и разнообразными, тем, вероятно, более качественным будет результат.