ИННОВАЦИОННАЯ ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА
ЭЛИТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В СФЕРЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВ
ЯДЕРНОГО ТОПЛИВНОГО ЦИКЛА

Ефремов Е.В., Вильнина А.В.

Томский политехнический университет
E-mail: anviv@mail.ru

 

Все возрастающая потребность российских предприятий и организаций в высококвалифицированных специалистах мирового уровня диктует необходимость решения проблемы ориентации высшего профессионального образования на рынок труда. Реализация различных федеральных программ развития энергопромышленного комплекса, сырьевой экономики, сферы высоких технологий требует внедрения инновационных методов опережающей подготовки элитных специалистов мирового уровня.

Одним из приоритетных направлений развития экономики, критических и энергосберегающих технологий, отвечающим политике исполнительной власти Российской Федерации, является ускоренное развитие атомного энергопромышленного комплекса России (согласно постановлению Правительства РФ от 06 октября 2006 г. №605) [1]. Поэтому очевидно, что внедрение инновационных технологий в образовательный процесс подготовки специалистов в области производств ядерного топливного цикла является весьма актуальным в настоящее время вопросом.

Подготовкой специалистов в области надежного, качественного и эффективного управления технологическими процессами для существующих и разрабатываемых инновационных производств ядерного топливного цикла в Томском политехническом университете занимается кафедра «Электроника и автоматика физических установок». Уникальность кафедры, а также ее тесное и непрекращающееся сотрудничество с производством позволяет преподавателям оперативно реагировать на новейшие тенденции в области автоматизации технологических процессов и вносить изменения в учебные программы с целью их адаптации под современные нужды производства, науки и техники.

Инновационная научно-образовательная среда для опережающей подготовки элитных специалистов создана на основе:

Обучение специальным дисциплинам на кафедре организовано таким образом, что студенты принимают непосредственное участие в разработке, проектировании, монтаже, наладке, внедрении, модернизации новых и существующих приборов и систем автоматизированного управления, информационно-измерительных систем, систем автоматизации научных исследований, система автоматизированного проектирования. С этой целью студенты привлекаются к выполнению различных хозяйственных договоров и государственных контрактов. Успешные результаты внедрения в производство студенческих разработок создают благодатную почву для мотивации к дальнейшей научной и производственной деятельности.

Учебно-лабораторная база кафедры сформирована так, чтобы максимально соответствовать современным тенденциям в области автоматизации. Учебно-лабораторные стенды, применяемые при изучении специальных дисциплин, удовлетворяют принципам наглядности и информативности. При выполнении лабораторной работы студент имеет возможность не только ознакомиться с изучаемым прибором, принципом или законом, но и научиться применять полученные знания в условиях, максимально приближенных к производственным. Для этого в учебно-лабораторных комплексах предусмотрены соответствующие функциональные возможности. Все это способствует наискорейшей адаптации будущего молодого специалиста на предприятии и создает уникальные компетенции выпускника, позволяющие ему успешно конкурировать на рынке труда.

Кафедра интенсивно и эффективно внедряет в образовательные процесс технологии обучения с активным использованием вычислительных и информационных технологий. Все студенты кафедры имеют уникальную возможность получать дополнительные знания через систему электронного дистанционного образования с возможностью интерактивной самостоятельной проверки знаний и качества усвоения материала. Для этого преподавателями кафедры создаются электронные конспекты лекций, электронные учебники и тесты для самоконтроля.

На фоне сокращения количества часов, отведенного для аудиторных занятий, преподаватели кафедры создают учебно-методические комплексы, что позволяет охватить весь объем материала, содержащегося в образовательных стандартах за отведенный промежуток времени в течение семестра. При этом в методических указаниях и учебных пособиях не содержатся готовые решения, а приводятся лишь необходимые методики. Кроме того, все учебно-методические материалы основаны на данных, полученных на производстве.

Весь указанный комплекс инновационных технологий, согласно проведенному маркетингу рынка труда в сфере производств ядерного топливного цикла, позволил увеличить конкурентные преимущества выпускников кафедры «Электроника и автоматика физических установок» перед выпускниками других вузов, а также определить пути формирования имиджа специальности – как профильной для Росатома. Все это позволяет ежегодно успешно формировать пакет заказов на опережающую подготовку элитных специалистов для предприятий ядерно-топливного цикла и других высокотехнологичных предприятий России.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.  Власов В.А., Дмитриенко В.П., Негруль В.В., Тарбоков В.А. Развитие материальной базы научных исследований университета инновационного типа //Alma Mater (Вестник высшей школы), 2008, - № 8 (Специальный выпуск). - c. 22-25