УРОКИ ОПЫТА ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
И ПРОЕКТНО-ОРГАНИЗОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

А.А. Дульзон
Томский политехнический университет
E-mail: vizepres@tpu.ru

 

Показано, что проблемно-ориентированная и проектно-организованная форма проведения учебных занятий по ряду дисциплин может быть чрезвычайно эффективной за счет активизации работы студентов/слушателей как во время аудиторных занятий, так и в процессе самостоятельной работы. Рассмотрены ограничения на применение указанной формы занятий. Установлено, что по сравнению с традиционными формами организации учебного процесса нагрузка на преподавателя возрастает кратно. Сделан вывод о том, что требуется более гибкий и динамичный подход со стороны учебного управления вуза в целом и бюро расписания в частности.

В последние годы проблемно-ориентированная и проектно-организованная форма проведения учебных занятий активно пропагандируется как одна из наиболее эффективных инновационных форм активизации учебного процесса. Она позволяет развивать такие компетенции как умение и навыки самостоятельного планирования работы, навыки системного анализа, навыки командной работы, в том числе организации взаимодействия при решении проблем. Поэтому применение ее нами при преподавании курса «Управление проектами» с 2002 года было вполне логичным. Более того, в дальнейшем выяснилось, что данный курс иначе освоить просто невозможно. Дело в том, что большинство положений методологии проектного менеджмента кажется настолько очевидным и логичным, что после прослушивания курса лекций у слушателей остается впечатление, что для успешного выполнения проектов достаточно просто руководствоваться здравым смыслом. Здравый смысл, конечно, нужен, но освоить методологию управления проектами можно только, выполняя проект.

За последние годы были испробованы разные схемы организации занятий: параллельное чтение курса и выполнение проекта, выполнение проекта с самостоятельным изучением теории по учебнику (вообще без лекций), чтение нескольких лекций (6-8 часов) и начало работы над проектом после первой вводной лекции.

Недостатком первой схемы является то, что при наличии лекций студенты и «взрослые» слушатели учебник до экзамена практически в руки не берут. Во втором варианте учебник используется непрерывно. Поэтому желательно, чтобы учебник был на руках у каждого студента. Недостатком этого варианта является то, что у студентов слишком поздно появляется представление об общей логике процессов управления проектами и о характере и объеме предстоящей работы. Поэтому для изучения курса «управление проектами» мне представляется наиболее эффективным третий вариант. Ознакомление со «скелетом» курса вооружает студентов пониманием логики основных процессов управления проектами, в то же время постоянное обращение к учебнику остается необходимым для решения текущих задач по проекту. Возможно, что при изучении других дисциплин преподавателю потребуется поэкспериментировать, чтобы выбрать оптимальную схему организации учебного процесса.

После вводной лекции студентам предлагается на выбор ряд тем проектов. Общую трудоемкость проекта для команды студентов оценить довольно сложно, поскольку она зависит не только от содержания проекта, но и от степени подготовленности студентов. Трудоемкость предлагаемых проектов (по моим оценкам!) составляет порядка 500-600 часов. Выполнить их успешно команда может только при эффективном участии в работе всех членов команды. К сожалению, нередко в команды попадают люди, которые надеются «проехать за чужой счет». Это создает серьезную проблему для добросовестных студентов и впоследствии для преподавателя при оценке работы. Другая проблема заключается в выборе тем для проектов. Они должны быть интересными, посильными для студентов и достаточно хорошо известными для преподавателя. При хорошей работе команда вскоре набирает достаточно много информации, которая может выходить за пределы знаний преподавателя, поэтому от преподавателя требуется достаточная психологическая устойчивость. Вопросы во время консультаций могут поставить преподавателя в тупик.

Студенты формируют команды, численность которых желательно иметь в пределах 6-10 человек (при меньшем числе трудно выполнить сколь-нибудь серьезный проект, при большем числе трудно обеспечить эффективность работы команды). Далее студенты выбирают руководителя проекта, разрабатывают положение о руководителе, в котором определяются его обязанности и полномочия. Полномочия должны быть реальными, которые члены команды обязуются уважать. Одной из важных организационных задач является разработка плана коммуникаций проекта, в котором отражаются адреса электронной почты, номера телефонов, периодичность встреч, сроки ответа, форматы текстов и т.д. Для поддержания одинакового уровня информированности всех членов команды наиболее удобным оказалось применение списков рассылки по электронной почте.

Опыт показал, что наряду с самостоятельной индивидуальной работой члены команды собираются для обсуждения проблем вне плановых занятий и довольно часто обращаются с просьбой о проведении консультаций.

Одной из проблем, не имеющих пока удовлетворительного решения, является проблема индивидуальных оценок при коллективном результате. Поскольку только сама команда знает фактический вклад каждого студента в результат, то распределение баллов за работу по проекту между членами команды мною возлагается на саму команду. Но при высокой степени конформизма это не исключает конфликты и не всегда обеспечивает справедливость оценок.

Нагрузка преподавателя при проектной форме организации занятий по сравнению с обычным лекционным курсом возрастает кратно. Дополнительное время требуется как для подготовки тематики проектов и некоторого количества исходных данных, так и для консультаций и постоянного сопровождения команд. К примеру, в осеннем семестре 2009/2010 уч. года мы обменялись с командами более чем двумя сотнями сообщений по электронной почте. Еще одна проблема, связанная с учебной нагрузкой преподавателя имеет чисто формальный характер: проектная форма проведения занятий не предусмотрена нормативными документами. По традиции лекции считаются самым весомым видом нагрузки, поэтому уменьшение числа лекционных часов может приводить к впечатлению о незагруженности преподавателя. В то же время проектная форма проведения занятий сложнее лекционной и более трудоемка. Для более эффективного использования времени преподавателя можно бы для чтения «скелета курса» объединять в один поток студентов разного уровня и с отличающимся объемом курса (магистранты, специалисты, МВА, президентская программа). «Скелет курса» для них одинаков. В период командной работы можно также сэкономить число часов учебной нагрузки преподавателя, если выделить несколько небольших аудиторий рядом. Опыт показал, что по курсу «Управление проектами» при таком подходе преподаватель успевает работать с тремя командами. Понятно, что для реализации такой схемы требуется более гибкий и динамичный подход со стороны учебного управления вуза в целом и бюро расписания в частности.

 

ФИО: Дульзон Альфред Андреевич
Место работы, должность: профессор кафедры Ммен, профессор кафедры ОТВПО Степень, звание: д.т.н., профессор
Телефон: 30-40-62, факс: 563-583, е-mail: vizepres@tpu.ru
Направление: по решению оргкомитета
Название доклада: Уроки опыта проблемно-ориентированного и проектно-организованного обучения