УДК 378.213.062

ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

Н.А. Диденко

Томский государственный педагогический университет
E-mail did-natasha@yandex.ru

На основании анализа литературы по специфике организации заочной формы высшего профессионального образования, автором установлено, что в учебно-методическом обеспечении должны быть заложены субъектно-развивающие и профессионально-ориентиро­ванные задания, а также сформированы специальные развивающие задания и научно-методическое обеспечение с целью изменения учебной мотивации студента и формирования предметно-специализированных компетенций. 

Одна из основных форм непрерывного образования - заочное обучение в высших учебных заведениях, получила в последние годы широкое распространение в России. По данным отечественных ученых, в последние годы каждый пятый-шестой студент перевелся на заочное или вечернее отделение [1]. 

Одним из достоинств заочного образования является профессиональная направленность студентов и значимость мотивации поступления в ВУЗ.   Обладая этими особенностями, выпускник заочной формы обучения, повышает перспективу своего карьерного роста по выбранной специальности.  

Решающим резервом совершенствования заочного образования является усиление взаимосвязей между производственной и учебной деятельностью студентов. Потребность в знаниях, познавательные интересы заочников, цели и мотивы получения высшего образования во многом формирует общественная и трудовая жизнь, в которой они участвуют. В свою очередь, их жизненный опыт оказывает непосредственное влияние как на мотивацию, так и на сам процесс восприятия учебного материала. Студенты-заочники расценивают знания, получаемые в вузе, как инструмент, которое они сейчас же могут использовать для решения разного рода профессиональных и жизненных проблем. Их ориентация на образование как на жизненную и духовную потребность, представляет собой важнейший источник положительных чувств и настроений, благоприятно сказывающихся на процессе обучения [2].

Эффективность подготовки специалистов в рамках заочного обучения зависит от содержания и методов, учебных планов и программ, учебной литературы, технических средств, используемых в учебном процессе. В последние годы говорят о необходимости комплексного учебно-методического обеспечения дисциплин и специальностей заочного образования. Тем не менее, действующие учебные планы зачастую носят характер копий планов дневных отделений. Не учитывается специфика заочной формы обучения, например, используется стандартный набор циклов социально-гуманитарных, общеобразовательных и психолого-педагогических дисциплин на обеих формах обучения. Многопредметность этих циклов оставляет мало времени на специальные дисциплины и не способствует формированию профессиональных компетенций. Вероятно, что такой объем социально-гуманитарных дисциплин для работающего, уже взрослого человека не целесообразен.

Для различных категорий студентов-заочников, требуется внесение изменений в учебные планы, поскольку студент, поступивший в вуз после школы, существенно отличается от студента, окончившего училище (колледж). В настоящее время возросло количество студентов, имеющих высшее образование, но желающих получить еще одну специальность. При составлении образовательных программ в рамках компетентностного подхода, необходимо расставить практико-ориентированные акценты как в базовой (инвариантной) так и вариативной составляющей программы обучения [3]. Согласно принципу практико-ориентированности моделирование и реализация образовательного процесса осуществляется на основе проблематизации содержания образования в контексте смыслов будущей профессиональной деятельности специалиста. По мнению Л.Г. Смышляевой и Г.Ю. Титовой, [3], для конструирования содержания образования по инвариантной составляющей на основе принципа практико-ориентированности технологически наиболее целесообразно использовать технологию блочного структурирования учебного материала. Согласно этой технологии в содержании образования выделяются следующие учебные блоки:

  1. теоретический блок (основные термины, понятия, категории, законы, принципы, свойства, признаки процессов и явлений, теории, регламентированные требованиями государственного образовательного стандарта по специальности);
  2. прикладной блок (проблемные ситуации, ситуационные зада­чи, тренинговые упражнения, микроисследования, проектные работы);
  3. блок контроля и рефлексии, содержащий как теоретическую, так и прикладную составляющие (контрольные вопросы, тес­ты, контрольные задания, рефлексивные сочинения).

Предполагается, что реализация практико-ориентированной образователь­ной программы профессиональной подготовки  педагога-психолога в педагогическом ВУЗе, может иметь важное значение для повышения эффективности профессио­нального образования в контексте современных требований к качеству подготовки специалистов. 

Применение концепции межпредметных связей и адаптация содержания дисциплины к практической деятельности позволит разработать учебно-методический комплекс по каждому изучаемому предмету. Однако для того, чтобы не произошло выхолащивание базового курса высшего профессионального образования необходимо совместить базовое изучение дидактических единиц государственного образовательного стандарта с их профессиональным преломлением и только потом искать точки сближения, опоры с другими дисциплинами.

Один из актуальных вопросов - учебная литература для студентов-заочников. Студент заочной формы обучения может использовать литературу, рекомендованную для студентов дневных отделений. Литература, для студентов-заочников должна быть составлена особым образом: контакт с преподавателем намного меньше, чем при очной форме обучения. Литература, издаваемая для заочной формы обучения, должна быть специфической, и во многом заменять педагога [4]. Необходимо отметить, что ряд Российских ВУЗов ведут работу по подготовке и выпуску специально предназначенной литературы для заочной формы обучения. 

Таким образом, осуществление образовательного процесса в рамках заочной формы обучения требует особого отношения к учебно-методическому обеспечению, которое применяется в ограниченных временных рамках и при минимальном контакте с педагогом. Поэтому одной из задач, использования учебно-методического обеспечения в данном контексте является применение субъектно-развивающих и профессионально-ориентиро­ванных  заданий в учебном процессе, а также в ходе учебных практик. Кроме этого, необходим индивидуальный подбор специальных развивающих заданий и научно-методическое оснащение учебного процесса с целью изменения мотивации студента, позволяющего переходить из состояния «внешней» позиции образования по отношению к личности студента, в последующую интериоризацию, самостоятельную учебную и профессиональную активность.  

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Шайденко Н.А., Сергеев А.Н. Формирование профессиональных компетенций учителя в системе непрерывного педагогического образования // Педагогическое образование и наука» - 2008. - №6. - С. 4-9.
  2. Фроловская М.Н. Становление профессионального образа мира педагога в классическом университете // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. - 2009. - №1. С.82-92.
  3. Смышляева Л.Г., Титова Г.Ю. Практико-ориентированность образовательной программы как условие качества профессиональной подготовки социального педагога в педагогическом ВУЗе. // Совершенствование качество образования в педагогическом университете: Материалы Всероссийской научно-методической конференции (19-21 февраля 2004 г.). Томск, 2004. -  Т. II. – С. 141-145.
  4. Чучалин А.И. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ // Высшее образование в России. – 2008. - №12. С.10-19.

Сведения об авторе: Диденко Наталья Алексеевна, старший преподаватель кафедры психолого-педагогического образования факультета психологии и связей с общественностью,  Томского государственного педагогического университета. 634061 г. Томск, пр. Комсомольский  д. 75, к. 214, кафедра  психолого-педагогического образования. Телефоны: (3822) 522-890, 89627815539