ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТПУ

В.А. Данекер
Томский политехнический университет
vad@ido.tpu.ru

 

Статус национального исследовательского университета требует определенной переоценки всех видов деятельности Томского политехнического университета в соответствии с положением о национальном исследовательском университете. Несомненно это относится и к системе организации заочной формы обучения.

В настоящий момент заочное образование в ТПУ, организацию которого осуществляет ИДО, реализуется в двух видах: классическое (аудиторное) заочное обучение и дистанционное обучение. Причем, полномасштабное использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебном процессе внедрено в ИДО, начиная с 2008/2009 учебного года. Форсированное внедрение ДОТ явилось в какой-то степени вынужденной мерой, вызванной законодательным изменением функций обособленных структурных подразделений ВУЗов. Сегодня на первых трех курсах по различным программам подготовки с использованием ДОТ обучается чуть более 1000 студентов, что составляет 15% общего контингента. Подавляющее число из указанных студентов являются жителями соседних регионов и гражданами иностранных государств. Поэтому существенная роль в организации процесса взаимодействия студентов и ВУЗа отводится представительствам ТПУ в регионах, число которых на сегодняшний день равно тринадцати. Следует отметить что, деятельность этих подразделений ТПУ находится под пристальным вниманием правоохранительных органов с позиций неукоснительного соблюдения ими требований законодательства в области образования. Зачастую организационные мероприятия со студентами, проводимые в представительствах ТПУ, расцениваются этими органами, как осуществление самостоятельной образовательной деятельности, что является недопустимым. В связи с этим, необходимо искать варианты проведения таких, несомненно, нужных мероприятий на местах компактного проживания студентов без нарушений норм закона.

ИДО рассматривает дистанционные образовательные технологии, как одно из направлений в образовательных ресурсоэффективных технологиях, соответствующее приоритетным направлениям развития ТПУ. В данном случае речь должна идти применительно не только к заочной форме обучения, но и к образовательному процессу ТПУ вообще, включая все формы обучения. Опыт использования ДОТ, формирующийся в ИДО на базе заочной формы обучения, должен стать стартовой площадкой для распространения этих технологий на учебный процесс для студентов ТПУ всех форм обучения. Активное использование ДОТ в учебном процессе ТПУ позволит снизить нагрузку на аудиторный фонд и связанные с этим эксплуатационные издержки, сформировать у студентов устойчивые навыки работы в современной информационной среде, реализовать систему персонального не лимитированного временем взаимодействия студента, преподавателя и кафедры.

Дальнейшее развитие и полноценное использование ДОТ приобретает особенно важное значение для подготовки, переподготовки (получение второго высшего образования) и повышения квалификации для работающих специалистов организаций, образующих с ТПУ научно-производственные комплексы в рамках программы реализации приоритетных направлений развития ТПУ, которая принята на период до 2018г. Использование ДОТ позволит создать для указанных специалистов комфортные условия для получения качественных профессиональных знаний без отрыва от производства.

Процесс становления дистанционного обучения требует определенного времени и на первоначальных этапах внедрения, естественно, сопровождается целым рядом недостатков как организационного, так и методического характера. В период 2008-2009г.г. в ИДО было организовано два практических семинара-совещания по обсуждению проблем внедрения ДОТ. Многие проблемы организационного характера, отмеченные на этих семинарах, в настоящее время полностью или частично устранены. Однако, одна проблема такого рода имеет особое значение, для решения которой необходимы совместные усилия всех участников процесса обучения: ВУЗ, ИДО, представительство, студент. Речь идет об технической организации удаленного доступа к образовательным ресурсам ТПУ. Одним из путей решения этой проблемы является создание консультационно-информационных центров (КИЦ) на местах компактного проживания студентов заочной формы обучения, не являющихся структурными подразделениями ТПУ. Такие КИЦ могут быть образованы самостоятельно или же создаваться на базе уже имеющихся в регионе организаций, обладающих необходимым набором современного коммуникационного оборудования в достаточных количествах для предоставления всем студентам, проживающим на территории, возможности регулярного обращения к информационным образовательным ресурсам ТПУ. Роль ТПУ заключается в установлении договорных отношений с КИЦ, в которых следует сформулировать перечень требований, обеспечивающих технически оперативный, полноценный и качественный удаленный доступ студентов к информационным образовательным ресурсам ТПУ. Учитывая различную подготовленность абитуриентов к использованию ДОТ, важная роль отводится КИЦ в организации квалифицированных консультаций, позволяющих ликвидировать разницу в подготовленности студентов. Результатом такого тесного взаимодействия ИДО и КИЦ, несомненно, должно стать существенное повышение качества обучения и подготовки специалистов.

Действующее положение о представительстве ВУЗа, заключающееся в том, что оно только представляет и защищает интересы ВУЗа, но не осуществляет самостоятельно образовательную, научную, хозяйственную, социальную или иную деятельность, требует поиска других путей решения для реализации такого важного элемента в организации процесса взаимодействия студента с ВУЗом, как его персональное сопровождение по месту проживания, которое ранее возлагалось на представительство. Очевидно, что данная проблема встанет еще более остро для студентов, проживающих в местах, где ТПУ только начинает или планирует начать активную деятельность по организации заочной формы обучения. Решение данной проблемы видится в организации и развитии агентской сети представителей ТПУ регионах. Представителями (агентами) ТПУ в данном случае могут выступать как юридические, так и физические лица, заключившие с ТПУ договор (контракт). Основными обязанностями, которые возлагаются на агентов, являются следующие:

- проведение рекламно-агитационных мероприятий по новому набору;

- прием документов от поступающих в ТПУ;

- организация, при необходимости, вступительных испытаний;

- подготовка договоров на оказание платных образовательных услуг;

- персональное организационное сопровождение студентов.

Последнее направлено в основном на контроль соблюдения студентом учебных планов и графиков, консультирование по вопросам использования ДОТ.

Таким образом, изложенные в докладе пути решения организационных проблем дистанционного обучения в ТПУ с широким использованием современных ДОТ могут внести значимый вклад в осуществлении программы реализации приоритетных направлений развития ТПУ в части создания конкурентоспособной системы подготовки кадров для инновационных ресурсоэффективных технологий.