УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТА

Н.Ф. Стась

Томский политехнический университет
E-mail: stanif@ mail.ru

 

Творческая самостоятельность и активность являются главным признаком профессионально компетентного специалиста, каких должна готовить современная высшая школа и, в первую очередь, наш университет. Эти качества необходимо формировать с первых же дней обучения студента в вузе, преодолевая недостатки, характерные для выпускников наших школ:

1) низкий уровень предметных знаний; например, по химии отрицательный результат предварительного («входного») контроля имеют от 40 % до 70 % студентов;

2) психологическая неготовность к выполнению самостоятельных работ и неумение работать самостоятельно над усвоением учебного материала;

3) завышенная самоценка собственных знаний и умений.

Таким образом, имеется противоречие между необходимостью самостоятельной работы студентов и её низкой продуктивностью. Анализируя возможности его преодоления, приходим к выводу о необходимости обучения студентов самостоятельной работе и её управлением. Самостоятельную работу студентов первого курса необходимо планировать, обеспечивать условиями её выполнения и контролировать. Эффективное управление самостоятельной работой студентов означает следующее.

1. Студентам объяснено значение самостоятельной работы при обучении в университете.

2. Студенты знают содержание самостоятельной работы при подготовке к лекциям, практическим занятиям, лабораторным работам, рубежному контролю и итоговой аттестации.

3. По элементам содержания имеется доведенной до студентов оптимальный план самостоятельной работы.

4. Самостоятельная работа обеспечена литературой, методическими разработками, справочными материалами, электронными изданиями и материалами Интернета.

5. Студентам известно о неизбежности контроля результатов самостоятельной работы, его сроках и формах проведения.

По лекционному материалу, учитывая небольшой объём аудиторного времени, выделяемого для чтения лекций (по химии это всего лишь 12 лекций), студенты самостоятельно конспектируют часть материала, прорабатывают вывод формул, заполняют таблицы, представленные лектором в неполном виде, решают учебные задачи, иллюстрирующие теоретический материал, ищут способы разрешения сформулированных лектором проблем.

При подготовке к практическому занятию студентам рекомендутся изучить условия задач и упражнений, которые будут рассматриваться на данном занятии (они имеются на сайте лектора и в памятке для студентов) и попытаться решить их до проведения занятия самостоятельно.

По лабораторной работе студент должен заранее составить отчёт с пропусками в таблицах и в расчётной части, которые заполняются после проведения лабораторного эксперимента. На лабораторном занятии проверяется домашнее задание, поэтому должна быть выполнена и представлена к проверке соответствующая часть индивидуального домашнего задания.

Индивидуальные домашние задания по химии выдаются студентам на первой неделе на весь семестр, и проверяется частями после проработки соответствующего модуля дисциплины. Этот вид самостоятельной работы студентов используется на кафедре около 20 лет и показал свою эффективность. Конечно, студент может купить готовые решения. Но опытные преподаватели знают способы идентификации такого студента и его «воспитания»:

1) он должен при собеседовании объяснить «подозрительное» решение той или иной задачи,

2) ему выдаётся подобная задача, которую он может легко решить, если домашнее задание выполнял самостоятельно,

3) фамилия такого студента объявляется на лекции с соответствующими комментариями,

4) рейтинговая оценка домашнего задания ощутимо снижается и т.д.

Контроль знаний является обязательным элементом обучения. От правильной организации контроля зависит эффективность учебного процесса и качество обучения. Имеются не только теоретическое обоснование, но и результаты педагогических исследований в реальных условиях вуза [1], свидетельствующие о том, что системный контроль обеспечивает достижение планируемых результатов обучения.

Контроль студентов при изучении любой сложной дисциплины должен быть системным. Это означает, что

1) контроль проводится постоянно, на всех занятиях,

2) на занятиях одного вида правила проведения контроля, в основном, одинаковы,

3) цель каждого контроля определена и её знают студенты, 4) содержание, форма и трудность контролирующих заданий соответствуют целям контроля, 5) результат контроля доводится до сведения студентов в самые кратчайшие сроки, учитывается в оценке соответствующего занятия и в общем рейтинге студента, 6) низкие результаты контроля являются сигналом о необходимости совершенствования методики проведения занятий.

Главной характеристикой системы контроля является эффективность. Средства контроля и методика их проведения эффективны, если они способствуют обучению, развитию и воспитанию студентов. Соблюдение перечисленных выше требований обеспечивает эффективность контроля, но основным условием эффективности является целеполагание (п. 3). Каждое занятие предполагает достижение определенных целей, поэтому в содержание контролирующих заданий должно быть заложено главное, что должны знать и уметь студенты в результате проведения соответствующего занятия. На нашей кафедре разработаны целевые установки изучения химии, которые представляют собой перечень знаний и умений по каждому модулю дисциплины. Этот документ является основой при разработке контролирующих заданий.

Рубежный контроль и итоговая аттестация (экзамен) студентов общетехнических направлений и специальностей проводится в нашем университете по независимой объективной технологии [2]. Итоговая аттестация свидетельствует о том, что разработанная система управления и контроля самостоятельной работой студентов повышает результаты экзамена. Но более важный положительный эффект выражается в том, что у студентов появляется понимание необходимости самостоятельной работы и самоконтроля, умение работать самостоятельно и ставить достижимые цели обучения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. 4. А.С. Буйновский, М.К. Медведева, П.Б. Молоков, Н.Ф. Стась. Технология обучения, направленная на развитие самостоятельности студентов // Известия Томского политехнического университета. – 2006. – Т. 309. – № 4. – С. 244–248.

3. Минин М.Г., Стась Н.Ф., Жидкова Е.В., Родкевич О.Б. Тестовая технология контроля знаний студентов по химии // Известия Томского политехнического университета. – 2005. – Т. 308. – № 4. – С. 231–235.
Поступила 15.12. 2009 г.

Сведения об авторе: СТАСЬ Николай Фёдорович, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры «Общая и неорганическая химия» ЕНМФ ТПУ, тел. 8-952-895-1499.