СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КАФЕДРЫ

Н.Ф. Стась

Томский политехнический университет
E-mail: stanif@mail.ru

 

Комплекс (от лат. complexus – связь, сочетание) – совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое. Исходя из этого, учебно-методический комплекс (далее комплекс) – это совокупность взаимосвязанных учебных, методических и других материалов, предназначенных для изучения дисциплины

Некоторые преподаватели объявляют о создании комплекса, который состоит из рабочей программы, конспекта лекций и списка рекомендуемой литературы. Другие называют комплексом электронное учебное пособие, в котором содержится описательно-теоретический и справочный материал, тесты для самоконтроля и список литературы. Но даже при самом высоком качестве подобных материалов и большой работе по их созданию они не являются комплексами, это только их отдельные компоненты – необходимые, но не достаточные.

Для учебного процесса по химии, физике и многим другим дисциплинам необходимы, в первую очередь, учебное пособие, задачник и лабораторный практикум. Это обязательный минимум, которому сопутствует множество других материалов, необходимых в учебном процессе. Примерами являются комплексы по химии Московского университета (http://www.chem.msu.su/rus/teaching/general.htm), Московской академии тонкой химической технологии (http://www.alhimik.ru) и Белорусского университета (http://www.chemistru.bsu.bu). Но их комплексы не могут быть использованы в большинстве вузов по нескольким причинам. Во-первых, они ориентированы на изучение химии по программе классических университетов с большим временем аудиторных занятий, тогда как в технических университетах время на изучение химии сейчас крайне ограничено. Во-вторых, это университеты, в которых высокий конкурс среди абитуриентов и учёт результата ЕГЭ по химии обеспечивают удовлетворительную школьную подготовку абитуриентов и возможность изучения химии по вузовской программе с первых же занятий без каких-либо осложнений. Но в большинстве других вузов преподаватели вынуждены решать проблему кризиса школьного химического образования.

Отсутствие комплексов на большинстве кафедр химии (или общей и неорганической химии) Российских вузов объясняется несколькими причинами.

1. Фундаментом и каркасом комплекса являются учебные пособия. Но в советский период преподаватели были лишены возможности создавать свои пособия из-за огромной нагрузки аудиторными занятиями; кроме того, считалось, что вузы должны работать по учебникам центральных издательств, они были доступны по цене и на их приобретение вузам выделялись средства.

2. Провинциальный синдром: существует мнение, что работающие в столицах могут писать учебники, а за её пределами – нет.

3. Приоритет научной работы: от преподавателей требуется, в первую очередь, научная продукция, а методическая работа относится к второстепенной.

4. Педагогическая наука ориентирована на школьное образование, а теория высшего профессионального образования разработана слабо. Считается, что в вузе методика учебного процесса не имеет значения, но практика свидетельствует о том, что качество обучения студентов, в особенности на первом–втором курсах, сильно зависит от методики проведения учебного процесса.

5. Профессорско-преподавательский состав вузов формируется из научных сотрудников, а специалисты по педагогическим наукам среди преподавателей – большая редкость. Отсюда неуверенность преподавателя в том, что он имеет право на создание своего комплекса.

На кафедре общей и неорганической химии Томского политехнического университета ещё в 80-х г.г. прошлого столетия было разработано несколько востребованных учебно-методических материалов: задания для самостоятельной аудиторной работы студентов под контролем преподавателя, индивидуальные домашние задания, пособия для молодых преподавателей по подготовке и проведению практических занятий, целевые установки изучения дисциплины. Но официальная дата начала работ – 13 марта 1993 г., когда на кафедре было принято соответствующее решение, поддержанное руководством университета.

На общенаучных кафедрах, где одну дисциплину всем студентам преподают все преподаватели, целесообразно иметь общий учебно-методический комплекс кафедры. К такому выводу мы пришла после обсуждения нескольких вариантов.

1. Общий комплекс с максимальным числом компонентов, рассчитанный на все направления, специальности и формы обучения, предназначенный и для студентов, и для преподавателей.

2. Два комплекса: по дисциплине «Общая и неорганическая химия» для студентов химических и по дисциплине «Химия» для студентов общетехнических направлений и специальностей.

3. Два комплекса: один для студентов очной, а другой – заочной формы обучения.

4. Два комплекса: один для всех студентов, а другой – для преподавателей.

5. Каждый лектор создаёт свой комплекс.

Было решено работать по первому варианту. В стратегическом плане он оптимален, так как в его создании могут участвовать весь преподавательский коллектив, и в нём можно найти все материалы, необходимые для каждого преподавателя и студента. Но наличие общего комплекса не означает, что преподаватели должны использовать только его. Конечно, для начинающих преподавателей это возможность ускоренного освоения материалов педагогического процесса. Но более опытные могут на базе общего комплекса создавать свои учебные материалы с учётом особенностей состава студентов, с которыми они работают.

Целью создания нашего комплекса является содействие Федеральной программе развития образования, направленной на повышение его эффективности и качества. Его концептуальной основой является приоритет самостоятельной работы студентов как наиболее эффективного метода усвоения учебного материала, и реализация компетентностного подхода, который является наиболее продуктивным средством повышения качества выпускаемых специалистов.

Комплекс состоит из трёх частей: основные материалы, дополнительные материалы и материалы развития. Основные материалы подразделяется на семь пакетов: кафедра и её комплекс; общие сведения о дисциплинах, обеспечиваемых кафедрой; учебники и учебные пособия, разработанные на кафедре; лекции; индивидуальные задания; организация самостоятельной работы студентов; система контроля.
Дополнительные материалы подразделяется тоже на семь пакетов: справочные материалы; программное обеспечение; специальные разделы химии; материалы для проведения олимпиад; опыт преподавания в России и за рубежом; материалы для дистанционного обучения; материалы для выравнивающего обучения.
Материалы развития подразделяется на четыре пакета: новый лабораторный практикум; средства обучения через Интернет; пособия для иностранных студентов; использование комплекса в других вузах.

Структура комплекса представлена на рисунке, а содержание комплекса находится в его документах.

asdf

Документом в нашем комплексе называется любой материал, независимо от его объёма и содержания. Так, например, в третьем пакете первой части (Учебники и учебные пособия) содержится пять документов – учебников и учебных пособий:

1) Общая химия (Г.Г. Савельев, Л.М. Смолова).

2) Неорганическая химия (Н.Ф. Стась).

3) Сборник задач по общей химии (Н.Ф. Стась, В.Н. Лисецкий).

4) Сборник задач по неорганической химии (Н.Ф. Стась).

5) Лабораторный практикум (Н.Ф. Стась, А.А. Плакидкин, Е.М. Князева).

Также для примера приводим содержание первого пакета второй части (Справочные материалы):

1) Справочник по химии (Н.Ф. Стась).

2) Глоссарий (Н.Ф. Стась В.В. Горбатенко).

3) Наглядный материал химии (Н.Ф. Стась, Л.О. Толбанова).

4) Современная терминология и символика в химии (Н.Ф. Стась).

5) Источники информации в сети Интернет (Н.Ф. Стась, А.И. Галанов).

Виды учебной документации определены Государственным стандартом ГОСТ 7.60-2003, а также Федеральным законом от 20.02.1995 г. № 24 – ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с изменениями от 10.01.2003 г.). Эти материалы проработаны группой квалифицированных сотрудников нашего университета и опубликованы в виде практического руководства (Подготовка к изданию учебников и учебных пособий для вузов / Под ред. А.А. Малышенко. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 175 с.). Согласно этим документам, в нашем комплексе имеются учебники, учебные, учебно-методические и учебно-наглядные пособия, курсы лекций, практикумы, задачники, учебные программы, учебно-справочные пособия, учебный терминологический словарь, рабочие тетради, электронные учебники и учебные пособия, монографии, контролирующие и оценочные средства, нормативные  и другие документы – всего 114 документов. Их назначение, содержание и научно-методический уровень свидетельствуют о том, что при создании комплекса решены следующие задачи.

1. Систематизирована и конкретизирована нормативная база учебного процесса.

2. Обеспечено соответствие содержания и представления учебного материала комплекса современному состоянию химии как науки и учебной дисциплины.

3. Студенты и преподаватели обеспечены полным набором учебников, учебных пособий и вспомогательных документов для подготовки и проведения всех аудиторных занятий.

4. Обеспечена необходимыми материалами и руководствами самостоятельная работа студентов как приоритетная форма учебного процесса.

5. Для студентов с недостаточной школьной подготовкой разработаны учебные материалы, позволяющие ликвидировать пробелы в базовых знаниях.

6. Студенты дистанционной и заочной форм обучения обеспечены материалами для самостоятельного изучения дисциплины.

7. Разработан, обеспечен дидактическим материалом и внедрён в учебный процесс системный контроль на всех этапах учебного процесса: входной, текущий, тематический, рубежный.

8. Создан фонд оценочных средств для объективного рубежного контроля и итоговой аттестации студентов.

9. Изучен опыт преподавания химии в других университетах и разработан оптимальный вариант рейтинговой системы учёта работы студентов.

10. Определены направления развития комплекса.
Разработка комплекса находится на этапе завершения, издания его материалов и размещения их на сайте кафедры информационного портала университета.

Поступила 15.12. 2009 г.

Сведения об авторе: СТАСЬ Николай Фёдорович, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры «Общая и неорганическая химия» ЕНМФ ТПУ, тел. 8-952-895-1499.